Автор слов – Николай Иванович Букин (1916 – 1966)
весной 1940 года был призван на военную службу и определён во флот – к
мурманским горам Муста-Тунтури на полуостров Рыбачий, где и провёл всю войну.
На том клочке земли моряки и красноармейцы стойко держали оборону: на
протяжении всей западной границы Советского Союза в 4,5 тысячи километров не
захваченным оставался только один погранзнак – на Рыбачьем. Немцы за четыре
года так и не смогли взять полуостров, чтоб прорваться к Мурманску. Моряки
прозвали этот легендарный лоскуток суши «гранитным линкором».
На Рыбачьем Николай Букин сначала служил морским пехотинцем, затем – артиллеристом, в 1941 году назначен политруком батареи 104 артполка, а потом стал работать в дивизионной газете «Североморец» – корректором, корреспондентом и, наконец, редактором. Его первые стихотворения были опубликованы в 1941 году. Букин писал стихи о пехотинцах, его называли «артиллерийским поэтом», но больше всего его вдохновляла морская романтика – он любил встречаться с моряками-катерниками, отношение которых к кораблям и морю всегда волновало его. В 1942 году (по другим данным – в 1943 году) после одной из таких встреч у него и родились строки стихотворения «Не жить мне без моря», которые впоследствии стали словами песни «Прощайте, скалистые горы». После войны работал директором школы в городе Полярный, оставаясь военным моряком, и в журнале «Военный моряк». Капитан I ранга. Награждён орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», юбилейными медалями.
Автор музыки – Евгений Эммануилович Жарковский
(1906 – 1985) – советский композитор, народный артист РСФСР. В довоенные годы
совмещал музыкальное образование с руководством Ансамблем песни Лениградского
Дома Красной Армии. Награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над
Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
В 1942 году у Букина родились строчки:
Я знаю,
не жить мне без моря,
Как море
мертво без меня.
Стихотворение «Не жить мне без моря» было
опубликовано в газете Северного флота «Краснофлотец», издававшейся в Мурманске,
а через некоторое время Букин услышал песню со своими словами по радио.
Музыку к получившимся стихам первым написал Вадим
Николаевич Кочетов (1898 – 1951) – он в годы Великой Отечественной войны
работал как композитор в частях Советской Армии и Военно-Морского Флота.
Политуправление флота рекомендовало песню Всесоюзному радиокомитету для исполнения
и популяризации «в период краснофлотского радиочаса».
В той же газете «Краснофлотец» увидел
стихотворение Букина и композитор Жарковский, который был направлен в
политуправление Северного флота в командировку для творческой работы. В своих
воспоминаниях он писал: «Стихи произвели на меня сильное впечатление…
Настроение поэтических строчек, которые выразительно передавали чувства людей,
уходящих от родных берегов в свирепое Баренцево море для смертельной схватки с
врагом, песенный характер стихотворения – всё это помогло мне на одном дыхании
написать музыку…»
А после исполнения уже этого варианта по
Всесоюзному радио к песне пришла настоящая популярность. Из рассказа певца
Владимира Бунчикова.
…В 1944 году ко мне на квартиру на Метростроевской
улице (теперь Остоженка) пришли два человека в морской форме. Представились –
Борис Терентьев и Евгений Жарковский. Два композитора. Они принесли мне свои
новые песни: Терентьев – «Песню о бушлате», Жарковский – «Прощайте, скалистые
горы». Песни эти мне сразу понравились, я их мгновенно выучил и стал петь по
радио. «Песню о бушлате» записал на пластинку в 1947 году, а вот с «Прощайте,
скалистые горы» оказалось хуже. Государственный репертком не дал разрешения на
запись этой песни на пластинку. Первым оказался Пётр Тихонович Киричек (1902 –
1968) (бас-баритон), сделавший это в начале 1945 года.
Но в концертах эта песня пользовалась огромной
любовью у слушателей, особенно много писем приходило от моряков.
И вот, чтобы хоть каким-то образом запечатлеть
песню для истории, Бунчиков решился записать её в 1951 году в студии
ленинградской артели «Пластмасс» для пластинки размера «миньон». Артельное
начальство пошло навстречу певцу, он сам решал, какой репертуар ему записывать.
А записал он там то, что официально не мог записать в Москве. Аккомпанировал
ему оркестр студии, которым дирижировал Ефим Павлович Заблоцкий.
Диаметр пластинок артели «Пластмасс» не позволял
уместить такую замечательную песню в нормальном темпе. Из двух зол – сократить
текст и оркестровые проигрыши или ускорить темп выбрали второе. Песню вместили
в две с половиной минуты, потеряв исполнительски.
По возвращении в Москву, Бунчикова вызвали во
Всесоюзный Радиокомитет и спросили: «Кто дал вам разрешение на запись пластинок
без ведома руководства ВРК?» За проявленное самовольство Бунчикову было
рекомендовано больше не записываться нигде, кроме как в ведомственных студиях.
Больше «Прощайте, скалистые горы» он не
записывал. Единственная запись была сделана родственниками Бунчикова по
радиотрансляции во время «живого» выступления Бунчикова по радио 8 мая 1970
года в радиоконцерте ко Дню Победы. Аккомпанировала ему пианистка Евгения
Мамаева…
Иногда песню «Прощайте, скалистые горы» называют
неофициальным гимном Мурманской области. Её мелодия регулярно звучит у ряда
памятных мест – монумента в честь моряков-североморцев (полуостров Рыбачий),
памятника защитникам Советского Заполярья (Североморск) и памятника морякам
торгового флота, погибшим в годы войны на Севере (Мурманск).
Источник:
Калабухов, В. Песни дорог войны. Прощайте,
скалистые горы / В. Калабухов // Проза.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа
: https://proza.ru/2020/03/01/1464
Комментариев нет:
Отправить комментарий