Лётчик-истребитель,
Герой Советского Союза Михаил Дмитриевич Баранов родился 21 октября 1921 года в
крестьянской семье в деревне Горки Ленинградской области. Работал токарем на
Кировском заводе, в этом же году был зачислен учлётом аэроклуба. В октябре 1938
года окончил Ленинградский центральный аэроклуб и был направлен в Чугуевскую
военную школу лётчиков. В октябре 1940 года получил звание младшего лейтенанта
и был назначен младшим лётчиком в 271-й истребительный авиационный полк Прибалтийского
особого военного округа, где прослужил до мая 1941 года.
В
начале Великой Отечественной войны младший лейтенант Михаил Баранов, командуя
звеном 183 истребительного авиационного полка Южного фронта, за первые два
месяца не потерял ни одного самолёта своего звена. Такой исход боёв был в
первые месяцы войны большой удачей, и за Барановым прочно закрепилось
определение «сильный командир». Сильный командир был и умелым лётчиком.
Когда
22 сентября 1941 года после первой своей победы лётчик возвращался на аэродром,
неожиданно вблизи него появилась четвёрка вражеских истребителей. Они шли
наперерез советскому лётчику. Горючее было на исходе. И тут произошло
неожиданное. М. Баранов резко бросил машину в сторону и ринулся навстречу
фашистам. «Мессеры» шарахнулись врассыпную, ошеломленные дерзким маневром
советского лётчика, а один из них даже пошел на посадку. Уже на земле Баранов
радовался как ребёнок. Он улыбался, потирал руки и говорил сам себе: «Ура! Есть один! Молодец, Миша! Угробил
гада! Читай газеты, мама, читай газеты!». А к началу октября за Михаилом
Барановым уже числилось 5 сбитых немецких самолётов.
Отважный лётчик совершил немало подвигов.
В
представлении к награде, командир 183-го полка майор А. В. Хирный написал, что
2 октября Баранов сбил вражеский самолет Хш-126 в районе села Богуславка в
Синельниковском районе Днепропетровской области. Там же в наградном документе
описаны и любопытные обстоятельства этого поединка: «Во время воздушного боя самолет младшего лейтенанта Баранова был
подбит зенитной артиллерией противника, в результате чего самолет загорелся.
Младший лейтенант Баранов на горящем самолете перетянул линию фронта и на
высоте 150-200 метров покинул самолет, воспользовавшись парашютом». На
основании этого представления Баранов был награжден 5 и 6 ноября 1941 года двумя
орденами Красного Знамени.
В
мае 1942 года несколько самолётов под командой Михаила Баранова, отправились на
разведку в тыл противника. Лётчики обнаружили вражеский аэродром. Недолго думая,
Баранов развернул своих ведомых на обнаруженную цель, и в одной атаке наши
истребители сожгли восемь вражеских самолетов, после чего, не дожидаясь пока
опомнятся зенитчики врага, улетели обратно. Вернувшись в полк, Михаил детально
разработал план уничтожения этого аэродрома, составил расчет группы штурмовиков
и прикрывающих их истребителей и, добившись утверждения плана командованием,
сам повел группу из девяти Илюшиных на штурмовку. Скрытно и точно он привел
группу к аэродрому, а когда зенитные орудия стали обстреливать наши самолеты,
Баранов с пикирования подавил два из них огнем своих пушек и повел штурмовиков
в атаку на вражеские машины. В результате этой атаки противник потерял двадцать
самолетов, а успевший взлететь мессершмитт был сбит Барановым уже в воздухе.
Во
время штурмовки немецких позиций Баранов увидел вражеский
самолет-корректировщик артиллерийского огня «Хейнкель 126». Михаил набрал
высоту и сверху несколькими короткими очередями зажег вражескую машину. Вообще
сбить самолёт корректировщик обычно представлялось делом трудным, так как его
прикрывали с земли зенитчики и в небе самолёты прикрытия. Но Михаил Баранов
сработал так стремительно, что немцы даже не успели открыть ответного огня.
Только уже в след удаляющемуся советскому самолёту бухнули несколько зенитных
выстрелов. На обратном пути, возвращаясь с задания, Баранов обнаружил ниже себя
четыре «мессершмитта». Снова используя внезапность, он сумел сверху сбить один
из них, а потом, фигурами высшего пилотажа, оторвался от преследования трёх
остальных немецких самолётов.
К
июню 1942 года он совершил 176 боевых вылетов, лично сбил 24 вражеских самолёта
и 6 уничтожил на аэродромах.
6
сентября 1942 года группа юнкерсов, прикрываемая 25-ю мессершмитами, летела к
переправам через реку Дон. В небо навстречу врагу сразу же была поднята семёрка
Яков под командованием Михаила Баранова. Над головами советских войск
разгорелся стремительный и жаркий воздушный бой. Силы были явно неравны, но Яки
смело врезались в боевой порядок мессершмиттов и Михаил Баранов поджёг один
истребитель противника. После блестящей атаки, он ушел на высоту, а другие яки
стали преследовать и обстреливать юнкерсы, защищая центральную переправу.
Именно в этот момент Баранов на большой скорости стремительной атакой сверху
набросился на бомбардировщик врага, который неосторожно отделился от группы, и
пулемётной очередью уничтожил его. Дальше, в немыслимом развороте, он сбил мессершмитт,
который атаковал советский самолёт. Этот мессершмитт попался на прицел Михаилу,
когда после атаки пытался набрать высоту.
В
это время с земли тысячи глаз были прикованы к этому выдающемуся сражению.
Советские радисты в прямом эфире передавали во все концы все нюансы этого боя.
После третьего сбитого Барановым самолёта, по полю разнеслось громкое ура. Но
разбирающиеся в авиации люди понимали, что у Михаила Дмитриевича уже больше не
было боеприпасов. С замиранием сердца, они следили за дальнейшими действиями
советского пилота, который даже и не собирался выходить из боя.
Он
бросился вслед за мессершмиттом и, догнав его, ударил крылом своего Яка по
хвосту немецкого истребителя. Тот сразу же пошёл со снижением, а наш летчик на
удивление всем, кто это видел, как ни в чем не бывало, снова устремился ввысь.
И тут случилось невероятное. Михаил Баранов пошёл на второй таран, прямо в лоб
фашисту, но и немец оказался не робкого десятка. Он принял этот вызов
советского лётчика и не стал отворачивать свою машину. Через мгновенье два
самолёта на высоких скоростях со страшным грохотом столкнулись, а ещё через
секунду в небе забелел парашют. Михаил Баранов успел выпрыгнуть.
Три
мессершмитта устремились на парашютиста, но младший лейтенант Иван Сержантов,
увидев это, смело вступил с ними в бой. Он сбил одну вражескую машину и прикрыл
Баранова от последующих атак противника.
Когда
красноармейцы на земле подбежали к пилоту, то он оказался контуженным и при
приземлении сильно повредил ногу.
За
этот бой Михаил Баранов Указом Президиума Верховного Совета СССР «О
присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу авиации
Красной Армии» от 12 августа 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен
звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали
«Золотая Звезда».
Осенью
1942 года для завоевания превосходства в воздухе в составе 8-й воздушной армии
был создан 9-й истребительный авиационный полк, укомплектованный лучшими
лётчиками армии. Одними из первых в элитную часть были направлены Михаил
Баранов и его постоянный напарник И. Я. Сержантов. Баранов стал заместителем
командира полка.
Баранов
навязывал врагу свою тактику боя. Его любимым манёвром было заставить
противника вести бой на фигурах. Выбрав себе объект, Баранов старался поставить
противника в такое положение, когда ему не остается ничего другого делать, как
искать выхода из боя. Тогда-то, на выходе, Михаил и уничтожал его. Сам же он
никогда не покидал поле боя первым.
Казалось,
ничто не может остановить стремительного лётчика. Но травмы, полученные им в
бою 6 сентября 1942 года, постепенно давали о себе знать. Он всё чаще стал
болеть, и его перевели по состоянию здоровья на должность штурмана части. А
после того, как в одном из полётов, у него свело ногу, и Баранов едва не
разбился, то его отправили в дом отдыха, а после и в госпиталь.
Находясь
далеко от линии фронта, Баранов не находил себе места и постоянно рвался
обратно в свою часть. Но после госпиталя, его опять направили в дом отдыха.
Баранов вернулся в полк лишь 15 января 1943 года с полным запретом на полёты, а
уже через два дня он погиб.
Для
него было мукой видеть, как его товарищи один за другим поднимаются в небо, а
он остается на земле. Всё это время, он бомбардировал командира полка, что бы
тот разрешил совершить ему хотя бы тренировочный полет. Наконец, командир
сдался, но запретил Баранову выполнять сложные фигуры.
В
этот день лётчик Амет-Хан Султан долго уговаривал Баранова не подниматься в
небо, но Михаил был не преклонен. Ему страстно хотелось летать. Самолет, на
котором Баранов вначале взлетел, оказался неисправным, и Михаил вынужден был
вернуться на аэродром. Не удовлетворённый таким полётом, он пересел на второй
самолёт.
Лётчики
полка наблюдали, как Баранов уверенно выполняет боевые развороты и делает
виражи. Но, потом вдруг самолет перевернулся вверх колесами и стал падать в
таком положении. Вначале все думали, что Михаил проверяет себя этой сложной
фигурой пилотажа. Однако «як» Баранова продолжал падать. И на глазах летчиков,
замерших от нелепости происходящего, самолет врезался в землю и взорвался.
Гибель
21 летнего гвардии капитана Михаила Дмитриевича Баранова была потрясением для
полка и всей 8-й воздушной армии, любимцем которой он был.
За
период боевых действий герой произвел около 200 боевых вылетов, провёл 83
штурмовки наземных целей противника и участвовал в 70 воздушных боях. Он лично
сбил 24 самолёта противника. За свои воздушные победы Михаил Баранов был награждён орденом Ленина, 2 орденами
Красного Знамени, Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Михаил
Дмитриевич Баранов первоначально был похоронен в г. Котельниково (Волгоградская
область), позже перезахоронен на Мамаевом Кургане. О подвигах героя
рассказывают экспонаты музея-заповедника «Сталинградская битва».
Комментариев нет:
Отправить комментарий