Страницы

Страницы

пятница, 12 ноября 2021 г.

Книги-юбиляры. «Плаха» Чингиза Айтматова

 В 1986 году (35 лет назад) в журнале «Новый мир» был опубликован роман Чингиза Торекуловича Айтматова «Плаха».

 «Плаха» вошла в нашу жизнь вместе с изменениями, связанными с Перестройкой – временем пересмотра ценностей. Она стал знаковым событием для своего времени.

Роман разделён на три части, первые две из которых описывают жизнь бывшего семинариста Авдия Каллистратова. Третья часть описывает тяжёлую жизнь Бостона, живущего в трудный период перехода социалистической собственности в частную. В романе говорится об ответственности человека за природу и за самого себя, о нелегкой борьбе человека за выбор между добром и злом.

Ключ к пониманию произведения дал сам Чингиз Айтматов, объяснив причину выбора названия для него: «Человек в течение своей жизни так или иначе оказывается перед нравственным выбором - плахой. Иногда он всходит на эту плаху, иногда не всходит. В данном случае название говорит о том, какой ценой дается плаха - восхождение к ней, и есть ли в этом смысл, в этом пути на крестную муку».

Писатель отмечал, что мы сейчас переживаем какой-то новый этап острого ощущения нашего противоречия с природой, что не в праве стоять в стороне от общественных проблем. Больше всего Айтматов беспокоился за нашу молодежь. Настоящее - это, по его мнению, - перепутье, на котором концентрируется человеческий опыт и идеал будущего. Молодой человек не всегда может ориентироваться на этом жизненном перекрестке и сбивается на неправильный путь. Молодости надо помочь разобраться и это задача взрослых: «Никто за нас не будет воспитывать нашу молодежь и формировать юные души. И нельзя благодушествовать, что ничего страшного не происходит: сейчас они жестокие, бессердечные, высокомерные, а подрастут - исправятся, мы их исправим. Не исправим. Исправлять труднее».

Ч. Айтматов предполагал создать большой синтетический роман «Круговращение», в котором бы была сделана попытка раскрыть многие проблемы молодежи, который вобрал бы к себя историю Авдия Калистратова и историю семьи волков. «Воплотить замысел, - говорил Айтматов, - соединить разные сюжетные линии, разные времена в единое целое оказалось очень сложно. И, поняв, как долго мне предстояло работать над этой вещью, я решил историю Авдия написать отдельно. Я не предполагал, что она выльется в роман, думал - будет небольшая повесть, но она подверглась саморазвитию».

Произошло это, вероятно, вследствие исследования автором глубин человеческой души, анализа тайн различных характеров. Это сложно.

Главным героем произведения является Авдий Каллистратов.

Герой романа рано остался без матери. Его воспитывал отец – священнослужитель. Отчисленный из семинарии, Авдий устраивается на работу в местную газету. По заданию редакции он выезжает в Моюнкумскую степь. Цель поездки – написание статьи о производстве и сбыте наркотиков. В дороге он познакомился с двумя наркокурьерами. Пообщавшись с молодыми людьми, Авдий пришёл к выводу, что не всегда виноваты люди, страдающие пагубными привычками. Виновата система. Вот, в чём самое большое зло.

Позже, в степи, герой познакомился с главарём банды, занимающейся сбором анаши. Гришан, так звали бандита, манерой поведения напоминал уголовника. Пробравшись с помощью хитрости в железнодорожный вагон, бандиты хотят транспортировать свой товар до ближней узловой станции. В пути следования Авдий предпринимает попытку вынудить курьеров покаяться и выбросить товар. Но обкуренным бандитам такие разговоры не по душе. Они жестоко избили журналиста и выбросили его из поезда.

Попав в больницу, бывший семинарист встречает женщину, в которую он влюбился. Незаметно подошло время выписки из больницы, и журналист вернулся в родной город. Но вскоре его любимая женщина приглашает приехать в Моюнкумы. И Авдий, обрадованный скорой встрече с Ингой Фёдоровной, возвращается в Моюнкумские степи. По приезду в Жалпак-Саз его ожидает разочарование. Инга отсутствует в городе, ей нужно было уехать, чтобы уладить кое-какие дела.

На вокзале случай сводит его с бывшим офицером Обер-Кандаловым, личностью аморальной и жестокой. Бывший офицер набирал добровольцев для проведения охоты на сайгаков. Журналист показался ему подходящей кандидатурой. Авдий неохотно согласился принять участие в убийстве животных.

Оказавшись среди людей, далёких от понятий морали и нравственности, герой романа снова принимается проповедовать добро. Он выступает с призывами остановить жестокое и бессмысленное убийство невинных животных. Но «паства» не внимает его душеспасительным речам. По приказу Обер-Кандалова бандиты распяли Авдия и бросили его умирать в степи.

Роман насыщен многочисленными образами, но есть среди них один, потрясающий до глубины души. Это образ волчицы Акбары. Она – связующее звено между двумя частями романа. Акбара подходит к распятому Авдию и заглядывает в его глаза, но не трогает его – она милосерднее «двуногих зверей». Она, разыскивая своих похищенных детёнышей приходит к дому Бостона Уркунчиева и уносит его сына, приняв его за своего детёныша…

В начале романа перед нами умный, уникальный в своем роде зверь, а по прочтении произведения создается впечатление, что это человек. Историю ее жизни невозможно читать без слез. Это не персонаж, это именно образ, к которому хочется возвращаться снова и снова, отдать ей ее детенышей, призвать к ответу всех виновников ее несчастий, оградить волчицу от «зверей о двух руках и ногах».

Бостон — один из ключевых персонажей романа. Это честный колхозник и лучший чабан в аиле; противник скандалиста и тунеядца Базарбая Нойгутова. Он рано лишился матери, вырос в лишениях, но всего добился сам, своим трудом. Во всем он полагался на здравый смысл и верил, что правда на его стороне.

Бостон был женат во второй раз и на жене своего друга и сослуживца Эрназара, который погиб в горах, отправившись вместе с ним перегнать скот за перевал. Гибель друга серьёзно повлияла на Бостона. Ему часто снился один и тот же сон, как он спускается в трещину, чтобы попрощаться с вмёрзшим в лёд Эрназаром.

На момент событий, описываемых в романе, жизнь Бостона наладилась. У него родился сын. Мальчику было примерно полтора года. Бостон и предположить не мог, что его ожидает второе потрясение в жизни, гораздо хуже предыдущего.

Выпивоха и тунеядец Базарбай остановился на ночлег в доме Бостона после того, как украл у Акбары её волчат. И волки (Акбара и Ташчайнар) в поисках своих детей пришли к дому Бостона. Ташчайнара Бостон смог убить, а Акбаре удалось бежать. Она вернулась и украла сына Бостона. Пытаясь застрелить её, Бостон одной пулей убил и волчицу, и собственного сына, а затем застрелил Базарбая и сдался властям.


Писатель рассуждал о человечестве, считая, что необходима «нравственная революция» в душах людей. Роман «Плаха» - это предостережение. Человечество обречено на гибель, если не прекратит насилие над природой, если не сделает главным законом своей жизни уважение личности в человеке. Раздирающий душу Бостона вой Акбары – это не только плач волчицы по утраченным детенышам, это плач по всему погрязшему во зле человечеству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий