Страницы

Страницы

воскресенье, 7 ноября 2021 г.

Аэростаты заграждения. Москва 1941 года


7 ноября 1941 года Гитлер обещал провести парад победы в захваченной Москве. Некоторые немецкие генералы уже выписали из дома парадное обмундирование. Другие в письмах радостно сообщали домой, что они вот-вот окажутся в теплых московских квартирах, и обещали родственникам пропуск, чтобы прогуляться по улицам варварской Москвы.

Их планам не суждено было сбыться, и по Красной площади прошёл совершенно другой парад – парад советских войск. Немаловажную роль в его подготовке и проведении было уготовано лётчикам, войскам ПВО и аэростатам, которыми было усеяно небо над Москвой, начиная с июля 1941 года.

С 21 июля 1941-го до середины 1942 года, когда закончились наиболее интенсивные бомбардировки, город пережил 95 ночных и 30 дневных налётов. В них участвовало 7202 самолёта, но к столице через истребителей, зенитный огонь и аэростаты удалось прорваться лишь 388.

Свой боевой счет аэростатчики открыли уже в ночь на 23 июля 1941 года. Тогда около 150 немецких бомбардировщиков в составе 20 групп двинулись к столице. Эта атака была успешно отбита, к городу прорвались лишь единичные самолеты. Гитлеровцы потеряли 15 бомбардировщиков. 10 сбили летчики, три самолета — артиллеристы, еще два — налетели на тросы аэростатов заграждения и рухнули на землю. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.

В отличие от аэростатов наблюдения, которые широко использовались во время войны для обнаружения вражеских позиций и перемещений, аэростаты заграждения были меньшего объема и не имели подвесной гондолы. Они поднимались на гораздо большую высоту.

Внешне аэростаты заграждения напоминали небольшие дирижабли. Поднимались они обычно ночью по одному или по два на одном тросе (в тандеме) в шахматном порядке, утром боевое дежурство заканчивалось, аэростаты опускали на землю. Опасаясь встречи с ними, экипажи самолетов противника вынуждены были либо отказаться от налета, либо подниматься на большую высоту, что резко снижало точность прицельного бомбометания. Дивизия ПВО могла защитить аэростатами площадь в 75 квадратных километров.

Максимальная высота подъема заградительного аэростата — около 2500 метров. В Красной армии придумали, как поднимать их значительно выше: соединив последовательно три аэростата, достигли потолка в 6300 метров. Впрочем, из-за отсутствия антиобледенительных реагентов эта практика широкого применения не получила. С другой стороны, двойной, тандемный аэростат КВ-КН был одним из самых распространенных. Всего же Красная армия применяла 10 различных типов аэростатов.

Тросы, на которых держались аэростаты, были почти незаметны на фоне неба и земли. Самолеты противника, заходящие на бомбометание, нередко натыкались на тросы. Аэростат лишь слегка трясло и раскачивало, а самолет получал значительные повреждения. Тросы имели диаметр 5–8 миллиметров и могли буквально перерезать фюзеляж самолета.

Применялись также аэростаты с «сюрпризом» - миной. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, а на конце троса открывался тормозной парашют, вдавливая трос в крыло, которое сминалось, самолет опрокидывался. Закрепленная мина подтягивалась к самолету и взрывалась.

Сбить аэростат было не так уж и просто: даже после попадания в него снарядов эти «воздушные тюфяки» не спешили падать на землю — газ выходил достаточно медленно. Кроме того, сбитый аэростат всегда можно было починить и снова поднять в небо. Единственным верным средством борьбы с ними были специальные зажигательные снаряды.

 

Конечно, аэростаты были не единственным средством против бомбардировок немецкой авиации.

О битве, которая развернулась в небе над Москвой вы узнаете из следующего клипа:

Источники:

Aerocrat. Аэростаты заграждения приближали победу / Aerocrat. - Режим доступа : https://aerocrat.livejournal.com/14457.html

Литвиненко, Д. Аэростаты заграждения на защите московского неба / Д. Литвиненко, Т. Липницкая // Вечерняя Москва [Электронный ресурс]. – 2015. – 18 марта. – Режим доступа : https://vm.ru/society/675060-aerostaty-zagrazhdeniya-na-zashite-moskovskogo-neba

Применение аэростатов заграждения в Великой Отечественной войне. Факты и документы. – Режим доступа : https://zen.yandex.ru/media/proarm/primenenie-aerostatov-zagrajdeniia-v-velikoi-otechestvennoi-voine-fakty-i-dokumenty-60423d16b8613c1dbb404a0e


Комментариев нет:

Отправить комментарий