В 1951-м году (70 лет назад) была завершена работа над трилогией Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи».
Валентина
Александровна Осеева – прекрасный детский писатель, на книгах которой выросло
не одно поколение советских школьников. Педагог по призванию, она много лет
проработала с детьми, и досконально изучила их психологию, их быт, поэтому
каждый созданный ею образ вне зависимости от того главный это герой или второстепенный,
запоминается надолго. Знакомство с её творчеством для многих начинается ещё в
раннем детстве с рассказов – например, с «Волшебного слова». Нам, людям, чьё
детство пришлось на период до 1991 года, даже не надо объяснять, какое это
слово – мы хорошо помним, что это слово «пожалуйста». Миллионы девочек Советского
Союза зачитывались дилогией Валентины Осеевой «Динка» и «Динка прощается с
детством», и советуют прочитать её своим дочкам. Общее впечатление от
произведений Осеевой – лёгкое, почти воздушное, чуточку волшебное, несмотря на
то, что речь в них обычно идёт о серьёзных вещах.
На
фоне этих «ажурных» произведений серьёзно выделяется повесть-трилогия «Васёк
Трубачёв и его товарищи», начатая писателем в 1947 году и законченная в 1951-м.
Эта книга значительно глубже и серьёзнее всего, написанного Осеевой до и после,
поскольку посвящена она Великой Отечественной войне. Хотя у современных
критиков и читателей складывается превратное впечатление по ряду моментов.
Описание жизни детей перед войной у Осеевой не «лакированное», как отмечают некоторые из современных читателей. Они не в курсе, что в детской литературе того времени не принято было говорить о ряде моментов, которые Осеева осветила, – неполные семьи, проблемы с учёбой у ребят из-за загруженности дома (один из четвероклассников – из многодетной семьи) и т. п. Несправедливыми кажутся и упрёки писателя в том, что она «политизировала» свою книгу – Осеева не писала пропагандистскую книгу, она описывала общий настрой пионеров того времени, и поскольку этот настрой был политизирован, это отразилось в повести. На первом плане у Валентины Александровны всё же вечные ценности – дружба, порядочность, честь.
Первая
часть трилогии охватывает один учебный год – последний мирный учебный год
четвёртого класса обычной московской школы. Ребята живут той жизнью, которой жили
все их сверстники – учатся, готовят Новогодний утренник. Уже с первых страниц
повести не обходится, конечно, без конфликтов – девчонки слегка цапаются с
мальчишками. Далее конфликт переходит совершенно в другой разряд – ребятам предстоит
понять, что такое настоящая дружба, в чём заключается подлинная помощь
товарищу. Нравственный урок получают все участники конфликта, но основной из
них приходится на долю главного героя – председателя отряда Васька Трубачёва.
Озорного и общительного Васька, прирождённого лидера, обвиняют в проступке,
которого он не совершал, и ему приходится учиться «держать удар», что пригодится
ему позже – во время войны. Концовка первой книги оптимистична – двоечники подтянулись
в учёбе, четвероклассники научились быть более внимательными друг к другу и
оказали реальную помощь одному из своих друзей, который не справлялся с учёбой,
потому что приходилось сидеть с младшими братьями и сёстрами (пионеры взяли
шефство над ним и его семьёй, обеспечив товарищу время для учёбы).
Действие
второй книги начинается за несколько дней до нападения фашистской Германии на
СССР. Отряд Трубачёва, награждённый за победу в соревновании по итогам учебного
года, поездкой на Украину, оказывается на оккупированной врагом территории. К
чести Валентины Осеевой следует сказать, что она не стала создавать иллюзий у
своих читателей, щадить их нервы. Не всем из пионеров удаётся вернуться домой.
Ребята видят смерть, узнают о ней от других одноклассников, но ведут себя, как
настоящие патриоты своей Родины – помогают партизанам, передают донесения,
помогают бежать пленным… И в конце концов возвращаются домой на самолёте,
который улетает в Москву с лесного партизанского аэродрома.
Третья
книга посвящена жизни Васька Трубачёва и его одноклассников после возвращения
домой. Они работают в госпитале, помогают строить новую школу…
Последняя
часть повести была написана позже остальных по просьбам читателей, которым
хотелось знать, как сложилась жизнь полюбившихся героев после возвращения
домой. Не хочется сравнивать её с двумя предыдущими, пытаясь решить слабее,
сильнее или равной по силе художественности она была. Но, стоит отметить, что в
настоящее время эта часть трилогии вспоминается реже двух предыдущих. И, что
примечательно, она не была экранизирована как две первые.
За
первые две книги трилогии Валентина Осеева получила Сталинскую премию, а
главный герой Васёк Трубачёв был воспринят читателями, как живой мальчик. На
имя Трубачёва поступали письма со всей страны – ребята восхищались им, делились
рассказами из своей жизни, спрашивали совета.
В
наше время повесть Валентины Осеевой «Васёк Трубачёв и его товарищи» продолжают
издавать, что говорит о её востребованности современным читателем.
Васёк
Трубачёв и его товарищи (1955 г.)
Отряд
Трубачёва сражается (1957 г.)
Подготовила Марина
Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий