Историю вершат люди. Подавляющее большинство героев Сталинградской битвы были не кадровыми военными, а мирными людьми - сеяли хлеб, работали на заводах, учили детей... Но когда на нашу землю пришла война, они взяли оружие в руки и защитили свою Родину.
Одним из таких людей был наш земляк художник Николай Николаевич Любимов, чьим оружием стали карандаш и кисть.
Николай
Николаевич Любимов – сталинградский художник, расстрелянный немецкими
оккупантами.
Родился
в Царицыне в 1882 году в семье маляра, и с детства увлекался рисованием. Учась
в гимназии, он нередко досаждал окружающим своими карикатурами, в которых метко
подмечал нелепое и смешное.
В
16 лет поступил в Пензенское художественное училище, которое окончил с
отличием. Затем два года учился в Петербургской академии художеств под
руководством художника-передвижника В. Е. Маковского.
С
1918 г. в родном городе художника на Анастасийской улице с участием Любимова
открылась народная картинная галерея. Он организовал художественные курсы,
которые позже превратились в художественный техникум.
Николай
Николаевич Любимов был членом Ассоциации художников революционной России,
которая содействовала открытию в 1926 г. первой выставки в Сталинграде.
В
Сталинградском художественном техникуме Николай Николаевич вёл живопись,
рисунок, композицию. Он был умелым и добрым наставником молодых. В 1930-е годы
Любимов арестовывался органами НКВД. Его обвинили в том, что написанный им
ранее портрет И. В. Сталина был выполнен в мрачных тонах и не соответствовал
требованиям того времени. Около года пришлось пробыть под следствием, пока не
выяснилось, что виной тому качество красок, которые потемнели со временем от
содержащегося в нём свинца.
С началом Великой Отечественной войны Любимов добровольно ушёл в ополчение. Он строил оборонительные сооружения, а по ночам писал сатирические плакаты. В витрине на Октябрьской улице выставлялись рисунки сталинградских художников. Любимов написал и выставил в «Окнах сатиры» десятки карикатур. Они перерисовывались в заводские газеты, боевые листки. Любимовские сатирические листы «Фриц-мародёр» и «Конец Гитлера» пользовались большим успехом. Они вселяли в сердца бойцов уверенность в победе. Эти карикатуры стоили Николаю Николаевичу жизни.
Фашистская
разведка работала на должном уровне, имела обширную агентурную сеть и была
подробно осведомлена о всех, кто мог представлять какую-либо опасность
Германии. Поэтому немцы не могли не оставить без внимания эти работы Николая
Любимова и к концу второго года войны его имя было впечатано в соответствующие
документы гестапо как имя врага, которого необходимо уничтожить. Во время боев
немцы стали разыскивать Любимова, они знали, что перед ними не просто дерзкий
художник, а опасный идейный противник. За него было обещано вознаграждение
В
сентябре 1942 г. в оккупированном немецкими войсками Ворошиловском районе
Сталинграда на улице Пугачёвской Н. Н. Любимова расстреляли по доносу немецкие
оккупационные власти. Ему предлагали жизнь в обмен на сотрудничество, но
Любимов отказался. Мастерская художника была разгромлена, погибли все его
работы. Сегодня педагог, художник и гражданин Николай Николаевич Любимов живёт
в искусстве своих многочисленных воспитанников, а из его работ нам остался лишь
памятник Я. Ерману (сделан по эскизам Любимова).
Комментариев нет:
Отправить комментарий