4
августа 1806 года (215 лет назад) шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского
бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное
путешествие. Плавание началось с отплытия из Кронштадта 7 августа 1803 и
длилось три года. На обратном пути «Нева» впервые в истории мирового
мореплавания за 142 дня совершила безостановочный переход из Южного Китая в
Англию. Через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль кругосветной
экспедиции - шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна.
А России,
при всём могуществе её армии, достойного места в том концерте не было.
С XVII в. бал правила Англия, на подхвате у неё была
Голландия, трижды побеждённая в серии войн за морское господство.
В 1766 г. в эту компанию врывается Франция, снарядившая
кругосветку де Бугенвиля.
Кругосветное
путешествие было мечтой Крузенштерна с самой юности. Ещё во времена Павла I он
подавал прошение об её организации, но получил отказ. Лишь Александр I заинтересовался
идеями мореплавателя. Сложно сказать сделал бы он это, если бы не
Русско-Американская компания – частное предприятие, правившее от имени нашего
правительства на Аляске и прилегающих к ней территориях. 29 июля 1802 года
компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, -
с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели -
доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить
торговлю с Китаем и Японией. Подавал прошение член правления компании
Николай Резанов.
Лисянского и Крузенштерна связывала долгая дружба, начавшаяся ещё в Морском шляхетском корпусе, – тогда 14-летний кадет Адам Иоганн Крузенштерн решил стать русским и настоял, чтобы все называли его Иваном. А отчество взял такое же, как у своего ближайшего друга Юры Лисянского – Фёдорович. При подготовке к кругосветной экспедиции Крузенштерн настоял на праве набирать личный состав экспедиции самостоятельно. И первым, кого он рекомендовал, был Лисянский: «Человек беспристрастный, послушный, усердный к общей пользе».
Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.
Пересекать
Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были
идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров
Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева»
отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли
должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту
русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились
учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или
пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы,
прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или
солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома,
а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую
чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!
Экспедиция
вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв
курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) —
Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров
Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) —
Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) —
Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао
(Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова)
— Портсмут (Великобритания).
Крузенштерн
предлагал: «Утвердить и защитить русскую торговлю по морю между
Камчаткой, Аляской, Китаем и Японией». Александр I лично выступил
материальным «интересантом» проекта, приобретя акции Российско-американской
компании на 10 тыс. руб. И ещё на 5 тыс. купили акции
члены его семьи.
Однако
из-за начавшейся спешной подготовки дела в плавании шли не лучшим образом.
Для начала, толком не разобравшись, что важнее – «утвердить торговлю»
или «защитить торговлю», во главе экспедиции назначили сразу двух людей –
капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна и главу Российско-американской
компании Николая Резанова. Полномочия между военным и штатским не
разграничили. В результате экспедиция сопровождалась выяснением отношений
среди руководства – Крузенштерна и Резанова, вплоть до отстранения
последнего. Увы, плохие отношения между руководителями экспедиции, всплывают,
практически, в любой статье, посвящённой первой кругосветной экспедиции
Российской Империи, поскольку многое в ней могло пойти «глаже» и «легче», чем
это было в действительности. Николай Резанов, известный нам сейчас в основном
по опере «Юнона и Авось», был назначен руководителем экспедиции, но сообщил об
этом Крузенштерну лишь через 10 месяцев после начала плавания. Изначально его
присутствие на корабле создавало ряд неудобств для Крузенштерна, которому
приходилось делить с вельможей крохотную капитанскую каюту и заносчивый
характер соседа. Увы, граф Резанов провалил дипломатическую миссию в Японию
(ради которой был отправлен в путь), вёл себя вызывающе. Отстранение Резанова
от руководства экспедиции дало возможность Крузенштерну благополучно закончить
кругосветное путешествие.
На
маршруте корабли поджидали и штормы, и экстренный ремонт силами
моряков-мастеров на все руки, географические открытия. 142 дня плавания «Невы»
без захода в порты – рекорд того времени.
Во
время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного случая смерти. И
больных было совсем немного. Напомним: в те времена множество людей умирало и в
ходе не столь долгих плаваний.
Итак,
первая русская кругосветка состоялась. Более того, её признали триумфальной не
только в России, но и во всём мире. Во всяком случае, пресса тех лет
с изумлением и даже разочарованием констатировала, что никаких
особенных бедствий «эти русские» во время плавания не пережили. Вот как
у нас перевели сообщения гамбургских газет об окончании плавания:
«Крузенштерн объехал кругом земный шар, не претерпевши ни кораблекрушения, ни
болезней…»
Первая
русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку.
Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов
настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов,
островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим
глубоководным исследованиям океана. Участники экспедиции измеряли
температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и
удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового
океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные коллекции:
ботанические, зоологические, этнографические. Вклад первой русской кругосветки
в науку так велик, что его невозможно переоценить.
Итогом
стала паника среди великих держав. Выяснилось, что русские, совершив первую
кругосветку, останавливаться не намерены – до 1821 г. состоялось
ещё 6 кругосветных плаваний наших моряков. В одном из них
русские открыли Антарктиду. Другим удалось утвердиться на Гавайских островах,
да так, что тамошние короли запросились в русское подданство. Расклад
вырисовывался блестящий. Дальний Восток – наш. Аляска – наша. Трудами
Николая Резанова в те же примерно годы без пяти минут нашей стала
и Калифорния. Словом, добрая половина Тихого океана становилась своего
рода внутренним русским морем. Английские газеты The Morning Chronicle
и Courier вынуждены были констатировать: «Мы скоро обнаружим эту нацию
с её славным и активным правительством во всех частях света!»
В
1809 году было опубликовано описание экспедиции. Сочинение в трех томах с
атласом из 104 карт и гравированных картин вышло под название
«Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда»
и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Оно было переведено
на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и
датский языки. В 2007 году это сочинение переиздали.
Комментариев нет:
Отправить комментарий