Страницы

Страницы

среда, 4 августа 2021 г.

Первое русское кругосветное путешествие

4 августа 1806 года (215 лет назад) шлюп «Нева» под командованием Ю.Ф. Лисянского бросил якорь на Кронштадтском рейде, завершив первое русское кругосветное путешествие. Плавание началось с отплытия из Кронштадта 7 августа 1803 и длилось три года. На обратном пути «Нева» впервые в истории мирового мореплавания за 142 дня совершила безостановочный переход из Южного Китая в Англию. Через 16 дней в родную гавань вернулся и второй корабль кругосветной экспедиции - шлюп «Надежда» под командованием И.Ф. Крузенштерна.

 Совершение успешной кругосветки означало, что государство способно как минимум на две вещи: поддерживать торговые коммуникации в планетарном масштабе и защищать эти самые коммуникации, а также заморские колонии «вооружённой рукой». Кругосветное путешествие для тех времён – примерно то же самое, что обладание ядерным оружием или собственной космической программой в наши дни. То есть обеспечивало место в «концерте великих держав».

А России, при всём могуществе её армии, достойного места в том концерте не было. С XVII в. бал правила Англия, на подхвате у неё была Голландия, трижды побеждённая в серии войн за морское господство. В 1766 г. в эту компанию врывается Франция, снарядившая кругосветку де Бугенвиля.

Кругосветное путешествие было мечтой Крузенштерна с самой юности. Ещё во времена Павла I он подавал прошение об её организации, но получил отказ. Лишь Александр I заинтересовался идеями мореплавателя. Сложно сказать сделал бы он это, если бы не Русско-Американская компания – частное предприятие, правившее от имени нашего правительства на Аляске и прилегающих к ней территориях. 29 июля 1802 года компания обратилась к императору Александру I, - тоже, кстати, ее акционеру, - с просьбой разрешить кругосветную экспедицию по проекту Крузенштерна. Цели - доставить на Аляску необходимые припасы, забрать товар, а заодно установить торговлю с Китаем и Японией.  Подавал прошение член правления компании Николай Резанов.

Лисянского и Крузенштерна связывала долгая дружба, начавшаяся ещё в Морском шляхетском корпусе, – тогда 14-летний кадет Адам Иоганн Крузенштерн решил стать русским и настоял, чтобы все называли его Иваном. А отчество взял такое же, как у своего ближайшего друга Юры Лисянского – Фёдорович. При подготовке к кругосветной экспедиции Крузенштерн настоял на праве набирать личный состав экспедиции самостоятельно. И первым, кого он рекомендовал, был Лисянский: «Человек беспристрастный, послушный, усердный к общей пользе».

Летом 1803 года из гавани Кронштадта вышли два парусных шлюпа – «Надежда» и «Нева». Капитаном Надежды был Иван Крузенштерн, капитаном Невы – его друг и однокашник Юрий Лисянский. Шлюпы «Надежда» и «Нева» - трехмачтовые корабли Крузенштерна и Лисянского, способные нести до 24х пушек. Были куплены в Англии за 230 000 рублей, первоначально назывались «Леандр» и «Темза». Длина «Надежды» - 117 футов, т.е. около 35 метров при ширине 8.5 метров, водоизмещение 450 тонн. Длина «Невы» - 108 футов, водоизмещение 370 тонн.

Пересекать Великий океан русским морякам предстояло почти вслепую. Корабли должны были идти через Копенгаген и Фалмут на Канары, затем в Бразилию, далее - остров Пасхи, Маркизские острова, Гонолулу и Камчатка, где корабли разделятся: «Нева» отправится к берегам Аляски, а «Надежда» - в Японию. В Кантоне (Китай) корабли должны встретиться и вместе вернуться в Кронштадт. Суда шли по регламенту русского военного флота. Дважды в день - утром и ближе к вечеру - проводились учения: постановка и уборка парусов, а также тревоги на случай пожара или пробоины. Для обеда команды в кубриках опускались подвесные столы, прикрепленные к потолку. За обедом и ужином давали одно блюдо – щи с мясом или солониной или кашу с маслом. Перед едой команда получала чарку водки или рома, а тем, кто не пил, ежемесячно уплачивалось по девять копеек за каждую не выпитую чарку. По окончании работ раздавалось: «Команде петь и веселиться»!

Экспедиция вышла из Кронштадта 26 июля по старому стилю (7 августа по новому стилю), взяв курс на Копенгаген. Далее маршрут следовал по схеме Фалмут (Великобритания) — Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) — Флорианополис (Бразилия) — Остров Пасхи — Нукухива (Маркизские острова) — Гонолулу (Гавайские острова) — Петропавловск-Камчатский — Нагасаки (Япония) — остров Хоккайдо (Япония) — Южно-Сахалинск — Ситка (Аляска) — Кадьяк (Аляска) — Гуанчжоу (Китай) — Макао (Португалия) — остров Святой Елены — острова Корву и Флориш (Азорские острова) — Портсмут (Великобритания). 

 

Крузенштерн предлагал: «Утвердить и защитить русскую торговлю по морю между Камчаткой, Аляской, Китаем и Японией». Александр I лично выступил материальным «интересантом» проекта, приобретя акции Российско-американ­ской компании на 10 тыс. руб. И ещё на 5 тыс. купили акции члены его семьи.

Однако из-за начавшейся спешной подготовки дела в плавании шли не лучшим образом. Для начала, толком не разобравшись, что важнее – «утвердить торговлю» или «защитить торговлю», во главе экспедиции назначили сразу двух людей – капитан-лейтенанта Ивана Крузенштерна и главу Российско-американской компании Николая Резанова. Полномочия между военным и штатским не разграничили. В результате экспедиция сопровождалась выяснением отношений среди руководства – Крузенштерна и Резанова, вплоть до отстранения последнего. Увы, плохие отношения между руководителями экспедиции, всплывают, практически, в любой статье, посвящённой первой кругосветной экспедиции Российской Империи, поскольку многое в ней могло пойти «глаже» и «легче», чем это было в действительности. Николай Резанов, известный нам сейчас в основном по опере «Юнона и Авось», был назначен руководителем экспедиции, но сообщил об этом Крузенштерну лишь через 10 месяцев после начала плавания. Изначально его присутствие на корабле создавало ряд неудобств для Крузенштерна, которому приходилось делить с вельможей крохотную капитанскую каюту и заносчивый характер соседа. Увы, граф Резанов провалил дипломатическую миссию в Японию (ради которой был отправлен в путь), вёл себя вызывающе. Отстранение Резанова от руководства экспедиции дало возможность Крузенштерну благополучно закончить кругосветное путешествие.

На маршруте корабли поджидали и штормы, и экстренный ремонт силами моряков-мастеров на все руки, географические открытия. 142 дня плавания «Невы» без захода в порты – рекорд того времени. 

Во время всего плавания на корабле «Надежда» не было ни одного случая смерти. И больных было совсем немного. Напомним: в те времена множество людей умирало и в ходе не столь долгих плаваний.

Итак, первая русская кругосветка состоялась. Более того, её признали триумфальной не только в России, но и во всём мире. Во всяком случае, пресса тех лет с изумлением и даже разочарованием констатировала, что никаких особенных бедствий «эти русские» во время плавания не пережили. Вот как у нас перевели сообщения гамбургских газет об окончании плавания: «Крузенштерн объехал кругом земный шар, не претерпевши ни кораблекрушения, ни болезней…»

Первая русская кругосветная экспедиция внесла огромный вклад в географическую науку. Она стерла с карты мира несуществующие острова и уточнила координаты островов настоящих. Иван Федорович Крузенштерн описал часть Курильских островов, островов Японии и побережья Сахалина, положил начало систематическим глубоководным исследованиям океана. Участники экспедиции измеряли температуру воды на глубинах до 400 метров, определяли ее прозрачность и удельный вес, собрали данные о приливах и отливах во многих районах мирового океана, выяснили причину свечения моря. А еще собрали ценные коллекции: ботанические, зоологические, этнографические. Вклад первой русской кругосветки в науку так велик, что его невозможно переоценить. 

Итогом стала паника среди великих держав. Выяснилось, что русские, совершив первую кругосветку, останавливаться не намерены – до 1821 г. состоялось ещё 6 кругосветных плаваний наших моряков. В одном из них русские открыли Антарктиду. Другим удалось утвердиться на Гавайских ост­ровах, да так, что тамошние короли запросились в русское подданство. Расклад вырисовывался блестящий. Дальний Восток – наш. Аляска – наша. Трудами Николая Резанова в те же примерно годы без пяти минут нашей стала и Калифорния. Словом, добрая половина Тихого океана становилась своего рода внутренним русским морем. Английские газеты The Morning Chronicle и Courier вынуждены были констатировать: «Мы скоро обнаружим эту нацию с её славным и активным правительством во всех частях света!»

В 1809 году было опубликовано описание экспедиции. Сочинение в трех томах с атласом из 104 карт  и гравированных картин вышло под название «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна». Оно было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.  В 2007 году это сочинение переиздали. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий