Страницы

Страницы

понедельник, 12 июля 2021 г.

Снайпер Людмила Павличенко – «Леди Смерть»

 12 июля 1916 г. родилась Герой Советского союза снайпер Людмила Павличенко

Самой известной женщиной-снайпером в Советском Союзе является Людмила Павличенко, она же считается самой результативной. На счету Людмилы официально значится 309 уничтоженных солдат и офицеров противника. Слава Людмилы Павличенко вышла далеко за пределы СССР, отважную женщину хорошо знали в США и на всём Западе.

Людмила Михайловна Павличенко (в девичестве Белова) родилась в украинском городе Белая Церковь 29 июня 1916 года.

Мать Людмилы, происходившая из дворянского рода, была высокообразованной женщиной. Она привила любовь к знаниям (в том числе иностранных языков) детям и внукам. Отцом будущей героини войны был обычный слесарь Михаил Белов. В годы Гражданской войны в России он поддержал большевиков и смог построить заметную военную карьеру, дослужившись до полкового комиссара. После завершения Гражданской войны продолжил службу, но уже в органах внутренних дел молодой советской республики.

Счастливое детство девочки Люды прошло в Белой Церкви на берегах реки Рось. «Я верховодила в ватаге подростков потому, что лучше всех стреляла из рогатки, быстрее всех бегала, хорошо плавала и никогда не боялась затеять драку, первой стукнув обидчика…» — так позднее вспоминала она те годы.

До 14 лет Людмила жила жизнью обычного советского подростка и обучалась в школе №3 в родном городе, пока семья не переехала жить в Киев. Окончив 9 классов общеобразовательной школы, девушка начала работать, устроившись на знаменитый киевский завод «Арсенал» шлифовальщицей. Одновременно с работой Людмила продолжала учиться в вечерней школе, чтобы получить законченное образование.

В 1932 году Людмила влюбилась в Алексея Павличенко. Со своим будущим мужем девушка познакомилась на танцах. Достаточно быстро пара сыграла свадьбу, в браке у молодоженов родился сын – Ростислав. Несмотря на рождение ребенка брак вскоре распался, после чего Людмила Михайловна вернулась жить к родителям, оставив фамилию своего бывшего мужа, под которой она и стала известной во всем мире.

В 1937 году 21-летняя Людмила Павличенко решила получить высшее образование и успешно поступила в Киевский государственный университет. Училась будущая женщина-снайпер на историческом факультете. Как и многие девушки и юноши 1930-х годов Людмила занималась спортом, планеризмом и стрельбой. Планерный и стрелковый виды спорта в те годы были особенно распространены по всему Советскому Союзу. Людмила всерьез увлекалась стрельбой и при посещении тира удивляла своих знакомых меткостью. В одном из тиров ОСОАВИАХИМа на неё даже обратили внимание, рекомендовав к зачислению в Киевскую школу снайперов.

Людмила не торопилась бросать вуз и примерять военную форму. Она хотела закончить начатое образование. Перед самым началом войны обучавшаяся на четвертом курсе Людмила Павличенко отправилась на дипломную практику на Черное море в Одесский музей, где собиралась серьезно заняться проведением исторических исследований. Летом 1941 года Людмила должна была защищать дипломную работу о Богдане Хмельницком и Переяславской раде, воссоединивших Украину с Россией. На время поездки она оставила сына у родителей. Именно на черноморском побережье за музейной работой Людмилу застали известия о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз.

Она запомнила, что тот день для нее начался с завтрака в чебуречной на улице Пушкинской. Вечер тоже был распланирован — куплен билет в театр на оперу Верди «Травиата». Но в 11 утра пришло сообщение о войне, сразу стало не до чебуреков и опер…

Вместо оперы Людмила отправилась в военкомат, чтобы добровольцем записаться в армию. Ей отказали. Она пришла на следующий день — уже с документами об отличном окончании снайперской школы в Киеве.

Подготовленные снайперы были нужны уже тогда, поэтому достаточно быстро новоиспеченный боец Красной Армии оказался в составе 25-й стрелковой дивизии имени Чапаева. В тяжелый солдатский рюкзак Людмила положила платье с кружевным воротником. «Мы тогда мало представляли себе размер бедствия, вдруг обрушившегося на нашу страну…» — вспоминала она позднее.

Вместе с бойцами и командирами 25-й стрелковой дивизии Людмила участвовала в сражениях на территории Молдавской АССР и на юге Украины, принимала участие в обороне Одессы и Севастополя. В 1941 году девушек в армию брали неохотно и Людмилу сначала планировали записать санитаркой, но она сумела подтвердить свою меткость, к тому же за её плечами были курсы снайперов в Киеве. Девушка имела начальную подготовку и природную меткость, поэтому ей доверили снайперскую винтовку и возможность участвовать в настоящих боях.

Стоит отметить, что уже 8 августа 1941 года румынские войска достигли Днестровского лимана, где их на время остановила 12-я армия, несмотря на героическую оборону советских войск к 13 августа 1941 года Одесса была полностью окружена фашистами с суши. В составе Приморской армии город обороняла и знаменитая 25-я стрелковая дивизия имени Чапаева. За десять недель боев под Одессой Людмила Павличенко официально записала на свой счет 179 или 187 румынских и немецких солдат и офицеров. А счет своим метким выстрелам девушка открыла еще на дальних подступах к Одессе, в первом же бою она уничтожила двух румынских солдат в районе городка Беляевка.

К октябрю 1941 года советское командование решило, что оборона Одессы больше нецелесообразна, с 1 по 16 октября гарнизон города был эвакуирован. В Севастополь удалось переправить примерно 86 тысяч солдат и офицеров, а также 15 тысяч человек гражданского населения, артиллерию и боеприпасы, помимо этого ранее еще в августе-сентябре из города вывезли 125 тысяч граждан. Вывезенные из Одессы войска усилили гарнизон Севастополя, приняв участие в героической обороне города. При этом 25-я стрелковая дивизия была эвакуирована одной из последних. Дивизия успела принять участие в отражении первого штурма Севастополя, который закончился для гитлеровцев провалом.

Именно под Севастополем Людмила Павличенко официально довела счет убитых врагов до 309 солдат и офицеров противника, среди них было и 36 вражеских снайперов, которые активизировали свою работу под городом, после того как фронт стабилизировался и боевые действия приобрели позиционный характер.

Людмила Павличенко была очень смышленой и постоянно придумывала способы выманить противника или «отстрелять» его без лишнего риска.

Она могла приматывать ветку с другой стороны дерева веревкой, шатать ее, и когда вражеский снайпер стрелял, она видела его точное месторасположение. Когда же шло несколько солдат, то она не стреляла сразу точно. Ее целью было ранение одного из них. Когда же все сбегались помочь раненому, то Людмила начинала настоящее стрельбище.

Излюбленным её приёмом были атаки во время артиллерийского огня. Среди солдат в такой ситуации часто неразбериха, кроме того, в таких условиях неслышны выстрелы и можно не заметить потерю солдата.

Павличенко могла сутками сидеть в одном положение, дожидаясь четкой цели. Стрелять в неизвестность — значит заявить о себе. После успешного выстрела Людмила сразу же сменяла локацию.

Однажды Павличенко делала себе “точку” на дереве, вдруг раздались выстрелы. Советский снайпер поняла, что ее обнаружили. Решение было принято в считанные секунды: она упала с дерева, изображая мертвую. Так она пролежала до самой ночи. На нее светило солнце, тело болело от падения, но она не шевелилась и спасла свою жизнь.

В боях под Севастополем Людмилу постигло тяжелое личное потрясение. В декабре 1941 года она познакомилась с младшим лейтенантом Алексеем Киценко, который также был снайпером. Пара сблизилась и завязала отношения, на задания снайперы отправлялись вместе. В конце концов, пара подала рапорт командованию о заключении брака, но судьба распорядилась иначе. В марте 1942 года во время минометного обстрела снайперской позиции Киценко был смертельно ранен, осколком минометного снаряда ему оторвало руку. 36-летний Алексей скончался на глазах любимой 4 марта 1942 года.

А уже в начале июня сама Павличенко получила тяжелое ранение, которое спасло ей жизнь. Людмилу успели эвакуировать из осажденного города на Кавказ в числе последних раненых уже после начала очередного наступления немецких и румынских войск. Начавшийся 7 июня 1942 года последний штурм Севастополя закончился для гитлеровцев успехом. Через 10 дней непрерывных боев противник захватил ряд важных артиллерийских позиций, высот и вышел на подступы к господствующей над местностью высоте – Сапун горе. 1 июля организованная оборона в Севастополе прекратилась, сопротивление противнику оказывали лишь изолированные друг от друга группы и блокированные гарнизоны. 25-я стрелковая дивизия, в которой служила Людмила Павличенко, прекратила свое существование.

Падение города стало трагической страницей в истории Великой Отечественной войны, эвакуировать из Севастополя смогли только высший и часть среднего командного состава, в плен гитлеровцам попали десятки тысяч советских солдат. В то же время и войска захватчиков понесли под городом очень тяжелые потери. Во время последнего штурма в передовых немецких ротах нередко оставалось не больше 25 активных бойцов.

Уже в 1942 году фотография Людмилы была на советских листовках, о ней рассказывали легенды как среди солдат, так и в тылу, о ней писала международная пресса. Немцев особенно задевало то, что их “арийских солдат убивает молодая фанатичная коммунистка”.

После длительного лечения в госпиталях в судьбу Людмилы Павличенко неожиданно вмешалась большая политика. Самая большая, какая тогда была на нашей планете. Её вызвали в Москву в Главное политическое управление (ГПУ) Красной Армии.

Дело в том, что в начале августа 1942 года президент США Рузвельт в одной из телеграмм Сталину помимо прочих сугубо военных вопросов сообщил о международной студенческой ассамблее, намеченной через месяц в Вашингтоне. На этом мероприятии должны были встретиться студенты из разных стран антигитлеровской коалиции, прежде всего из стран Запада — США, Канады и Англии. Но лидер Соединенных Штатов предлагал лидеру СССР прислать в Вашингтон и нескольких советских студентов.

Рузвельт и Сталин — опытные политики — прекрасно понимали, что участие в вашингтонской встрече студентов из сражающейся России станет наглядной и действенной агитацией за второй фронт. Наша страна выдержала первый, самый опасный удар Гитлера, но враг и после поражения под Москвой был еще силен и страшен, в 1942 году он прорвался к Волге. Открытие США и Британией второго фронта против гитлеровской Германии на западе Европы стало бы огромной помощью для СССР.

Но в далекой Америке отнюдь не все политики и граждане поддерживали курс Рузвельта на участие войск США в европейской войне. Потому для Москвы и Вашингтона тогда был важен любой дополнительный аргумент, любая агитация за второй фронт. Прибывшие в столицу Америки молодые студенты-фронтовики из СССР могли стать такой агитацией, наглядной и убедительной даже за океаном.

Напомним, что Людмила Павличенко была не только одной из самых успешных женщин-снайперов, но и студенткой исторического факультета Киевского университета. Эффектная и бесспорно героическая девушка, бойкая, уверенная в себе, да еще и с хорошим гуманитарным образованием, как никто, подходила на роль представителя СССР на всемирном собрании студентов.

В Москве решили сделать из отважной женщины символ борьбы с захватчиками, а также включить Людмилу в состав советской делегации, которая отправится в Великобританию, США и Канаду. На Западе делегация должна была рассказывать о положении дел на Восточном фронте, борьбе которую ведет Советский Союз с гитлеровской Германией. Предполагалось, что члены советской делегации будут встречаться не только с журналистами и общественностью стран, но и с политиками. Это была важная пропагандистская и просветительская миссия, основной целью которой было открыть западному обывателю, в первую очередь американцам, глаза на ужасы войны, которая разворачивалась на территории Советского Союза.

В США на одном из выступлений Павличенко произнесла фразу, которая вошла в историю. Обращаясь к американским зрителям, Людмила заявила:

«Мне 25 лет, на фронте я успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?».

Зал после этой фразы сначала замер, после чего взорвался овациями. Поездка была очень успешной, о советских героях много писали в газетах, а журналисты соревновались в эпитетах, которыми награждали Людмилу Павличенко. В западной прессе её называли «Мисс Кольт», «Большевистская валькирия» и «Леди Смерть». Это было признание и мировая известность, при этом многие американцы по-новому взглянули на войну в Советском Союзе, о которой до этого они имели очень отдаленные представления.

Во время поездки в США Людмила Павличенко, которая хорошо знала английский язык, познакомилась с женой американского президента Элеонорой Рузвельт и даже жила некоторое время в Белом доме. Первая леди и самая известная советская женщина снайпер стали настоящими подругами и пронесли эту дружбу через всю свою жизнь. Несмотря на то, что они проживали в разных странах, которые после завершения войны вновь стали непримиримыми идеологическими противниками уже в рамках начавшейся холодной войны, они сохранили дружеские отношения и длительное время переписывались друг с другом. В 1957 году они вновь встретились уже в Москве во время визита Элеоноры Рузвельт в СССР.

Поездка была для Павличенко нелёгкой. Ей доставались самые каверзные по воспоминаниям других участников дипломатической миссии вопросы журналистов. "Красят ли женщины на фронте губы, и какую помаду при этом они предпочитают? Какие сигареты курят? Разрешит ли госпожа Павличенко печатать ее портреты на коробках сигарет? Фирма готова уплатить за это миллион долларов!.. Какое белье предпочитает леди Павличенко и какой цвет ей нравится?.." — вот неполный перечень тех первых вопросов. К счастью, Людмила оказалась не только талантливым снайпером, но и настоящим дипломатом, находчивым полемистом, не лезущим за словом в карман.

Четырехмесячный визит в США, Канаду и Великобританию в итоге имел значительный пропагандистский эффект, способствовал убеждению большинства граждан этих стран в необходимости скорейшего открытия второго фронта. Были и материальные плоды — многие передавали им деньги на помощь Красной армии, в итоге собрали несколько сотен тысяч долларов (миллионы в современных ценах).

Во время поездки студенты встретились с рядом руководителей стран – Уильямом Черчиллем, Шарлем де Голлем. Но самое сильное впечатление на Павличенко произвела встреча с Чарли Чаплиным, которую ей устроили в США.

После Победы летом 1945 года Людмила, получившая звание Героя Советского Союза, с успехом защитила дипломную работу на историческом факультете Киевского государственного университета. Ряд лет работала научным сотрудником в структурах Военно-морского флота в Ленинграде и Севастополе, позднее стала членом Союза журналистов СССР.

Вместе с семьёй Людмила Михайловна жила в Москве, куда она переехала по приглашению правительства. Личная жизнь знаменитого снайпера была наполнена заботой о муже, детях и семейными хлопотами.

В 1974 году Герой Советского Союза, Людмила Павличенко ушла из жизни, оставив в памяти людей свои мемуары и героические подвиги.

 

Источники:

Юферев, С. Людмила Павличенко. Самая известная женщина-снайпер / С. Юферев // Военное обозрение [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://topwar.ru/164046-ljudmila-pavlichenko-samaja-izvestnaja-zhenschina-snajper.html

Волынец, А. «Не только давать жизнь, но и защищать её…» 105 лет назад родилась Людмила Павличенко / А. Волынец // ТАСС [Электронный ресурс] Режим доступа : https://tass.ru/opinions/11864401

Комментариев нет:

Отправить комментарий