Страницы

Страницы

суббота, 17 апреля 2021 г.

Пьесы-юбиляры. «Чайка» Антона Павловича Чехова

В 2021 году исполняется 125 лет (1896) пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка»

 

«Чайка» – это пьеса о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса и о любви («много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», – шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, «общей идеи», цели существования, «определенного мировоззрения», без которого жизнь – «сплошная маета, ужас».

Пьеса Антона Павловича Чехова «Чайка», написанная в 1895-1896 годах, впервые была опубликована в журнале «Русская мысль» №12 в 1896 году. Премьера пьесы, которая состояла из четырёх действий, состоялась 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра. Считается, что именно с этой пьесы начинается Чехов – гениальный драматург. Сегодня всем известен стилизованный силуэт чеховской чайки, созданной по эскизу Фёдора Шехтеля, ставшей эмблемой МХТ.

«Чайка» - пьеса, подлинная внутренняя тема которой раскрывается перед нами не сразу - подобно тому, как не сразу мы разбираемся в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми дарит нас сама жизнь. И как сама жизнь эта пьеса проста и сложна. Автор как бы предлагает нам «на выбор» различные варианты понимания пьесы.

«На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку!»

Это и может представиться содержанием самой пьесы. Ведь человеком, который от «нечего делать» погубил прелестную девушку, как будто и оказывается в дальнейшем сам Тригорин, а погубленной им девушкой — Нина. Потому-то, дескать, и пьеса называется «Чайка». Но это пьеса не только о любви, но и о подвиге и об искусстве.

У одной из самых известных в мире пьес Антона Павловича Чехова «Чайка», ставшей классикой мировой драматургии, непростая судьба. Её премьера состоялась 120 лет назад на сцене Александринского театра и завершилась... полным провалом.

Приступая к созданию «Чайки», Чехов вынашивал замысел «трагичнейшей комедии в русской комедиографии». Он уже давно хотел освободиться от штампов и пойти против «условий сцены». Его «Чайка» называлась комедией, но смешного в ней было не больше, чем в жизни. Многие посчитали пьесу скучной и монотонной.

Провал «Чайки» на сцене Александринского театра оказался жестоким.

Несмотря на то, что Чехов был готов к неуспеху, такого «грандиозного» провала писатель не ожидал.

После оглушительного провала Чехов зарёкся больше никогда не писать для сцены: «Если я проживу ещё семьсот лет, - говорил он, - то и тогда не дам на театр ни одной пьесы. Будет! В этой области мне неудача». О новой постановке «Чайки» и речи быть не могло, однако Немирович-Данченко буквально умолял автора разрешить ему показать драму на сцене МХАТа. Он говорил, что «Чайка» - единственная современная пьеса, захватывающая его как режиссёра, а Чехов - «единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром».

После долгих уговоров Чехов дал добро, и 17 декабря 1898 года на сцене МХАТа состоялась вторая премьера «Чайки».

На этот раз пьеса имела чрезвычайный успех. Станиславский вспоминал о московской премьере так: «Как мы играли - не помню. 

Первый акт кончился при гробовом молчании зрительного зала. Одна из артисток упала в обморок, я сам едва держался на ногах от отчаяния. Но вдруг, после долгой паузы, в публике поднялся рёв, треск, бешеные аплодисменты. Занавес пошёл... раздвинулся... опять задвинулся, а мы стояли как обалделые. Потом снова рёв... и снова занавес... Мы все стояли неподвижно, не соображая, что нам надо раскланиваться. Наконец, мы почувствовали успех, и неимоверно взволнованные, стали обнимать друг друга, как обнимаются в пасхальную ночь».

На этот раз Чехова не было в зале, но сразу после триумфальной премьеры ему была послана подробная телеграмма. А сам автор позже отблагодарил Немировича-Данченко. Он подарил ему медальон с надписью: «Ты дал моей “Чайке” жизнь. Спасибо!».

 

Подготовила Елена Сергеевна Короткова

Комментариев нет:

Отправить комментарий