Страницы

Страницы

четверг, 18 марта 2021 г.

Возвращение Крыма в Россию

 18 марта 2014 года (7 лет назад) Крым вернулся в состав России.

Этому замечательному событию предшествовал ряд событий далеко не замечательных – майдан в Киеве и государственный переворот на Украине. Страна была ввергнута в хаос и разложение. На фоне этих событий в Крыму созрело желание отделиться от Украины и перейти в состав Российской Федерации. Решение вполне обоснованное и осознанное, продиктованное чувствами крымчан, не смирившихся с передачей полуострова в состав Украинской ССР (подарок Хрущёва Украине 19 февраля 1954 года) и дальнейшего его автоматического перехода в состав государства Украина при развале СССР. В 1991 году были ущемлены права крымчан, которые, согласно советским законам, как жители Автономной Республики, имели право самостоятельно определиться, субъектом какого государства она должна стать. В дальнейшем Украина ещё раз ущемила права жителей полуострова, упразднив Конституцию Крыма.

Решение о переходе Крыма в Россию возникло не в 2014 году, оно зрело более 10 лет. Но следует признать, что в конце 2013 и начале 2014 года вопрос о переходе в состав России ещё не стоял на повестке дня в той форме, в которой он был реализован в марте 2014 года. На решительный разрыв с Украиной крымчан настроил политический кризис, когда на киевском майдане началась перестрелка, скандирование неонацистских лозунгов, а также неконституционное отстранение от власти действующего президента Украины Виктора Януковича. Не признав легитимность новой власти, Крым взял курс на Россию.

16 февраля 2014 года прошел референдум, на котором жители полуострова должны были определиться, субъектом какой страны должен стать Крым.

Порядок проведения референдума был установлен временными положениями о референдуме, принятыми Верховным Советом Крыма и Севастопольским городским советом 6 и 7 марта соответственно. В положениях записано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Также говорится, что комиссия АР Крым по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций», аналогичное право предоставлялось Севастопольской городской комиссии по референдуму.

Правом голоса на референдуме были наделены только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице, что не давало возможности гражданам России, проживающим на территории Крыма, принять участие в референдуме. По данным комиссий референдума, в АРК в списки избирателей было включено 1 533 135 человек, в Севастополе — 306 258 человек.

Бюллетени для проведения референдума 16 марта содержали варианты ответа на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском. 

 

За присоединение к России проголосовали 96,77 % избирателей в Крыму и 95,6 % в Севастополе. На следующий день Республика Крым объявила о своей независимости, а 18 марта вступила в состав России. Позже законность подписанного в Кремле договора подтверждает российский Конституционный суд, и ратифицируют обе палаты парламента. Де-юре договор вступил в силу 1 апреля, но де-факто стал применяться уже в день подписания, 18 марта.

Украина, США и ряд стран Запада не признали и до сих пор не признают результатов референдума, считая, что жители Крыма голосовали под нажимом российских войск («вежливых людей»). Хотя ряд присутствовавших в Крыму в этот период наблюдателей отмечали, что крымчане шли голосовать добровольно, а вооруженных людей на улицах в этот день они не видели. До сего момента международное сообщество (под активное науськивание Украины) продолжает давить на Россию и Крым, налагая всё новые и новые санкции. Но решение крымчан и твёрдая уверенность россиян в том, что «Крым – наш!» позволяет игнорировать это внешнее давление и радоваться воссоединению.

В качестве законности перехода Крыма в состав Российской Федерации МИД нашей страны многократно отмечал, что референдум и решение о переходе из состава Украины в Россию был осуществлён с соблюдением международных прав. Отметим, что это полностью соответствует действительности, и должно быть признано всеми странами мира, то есть международному сообществу давно пора перестать использовать против России двойные стандарты.

На основе каких именно норм международного права можно считать присоединение Крыма к России легитимным?

Косовский прецедент. Косово объявило о независимости 17 февраля 2008 г. А уже на следующий день его независимость признали США, Великобритания, Франция. Вопрос о легитимности независимости был рассмотрен в ООН, и Генеральная ассамблея ООН обратилась в Международный суд ООН с просьбой дать официальное правовое разъяснение. Запрос был сформулирован так: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права ?» (22-e пленарное заседание, 08.10.2008 г.)

Ответ суда был таков (параграф 122): «Суд постановляет, что принятие декларации о провозглашении независимости ... не нарушает каких-либо применимых норм международного права».

Украинский прецедент. В 1991 году после развала СССР на Украине прошел референдум не соответствовавший законам Советского Союза. Подобная «акция» была бы допустима, если бы сначала был проведён референдум, а потом республика объявила бы себя независимой. В случае с Украиной всё было с точностью до наоборот. Сначала она объявила себя независимой и лишь через несколько месяцев провела референдум… основным вопросом в котором стояло: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?»

Таким образом, Украина незаконно покинула Советский Союз, нарушив процедуру выхода, ссылаясь при этом на «право на самоопределение, предусмотренное Уставом ООН и другими международно-правовыми документами». Прямая аналогия ситуации с Крымом.

Советский закон. В законе СССР от 90-го года сказано, что если на территории союзной республики есть автономные образования, то референдумы должны проходить независимо друг от друга, чего сделано не было. Фактически, Украина аннексировала территорию автономной советской республики Крым.

В мае 1992 года Крым заявил о своём праве - Верховным Советом Республики был принят Акт о провозглашении государственной самостоятельности, была утверждена Конституция Республики Крым, и принято постановление о проведении общекрымского референдума о независимости 2 августа 1992 года. Однако Киев, в нарушение реализации права Республики на самоопределение, запретил жителям полуострова проводить этот референдум.

Постановление парламента Крыма от 6 марта 2014 года

Учитывая произошедший в Киеве политический переворот и приход к власти нелигитимного правительства, Парламент Крыма принял Постановление:

- в целях защиты неотъемлемых права и свободы граждан, включая право на жизнь, свободу мысли и слова, право говорить на родном языке;

- в целях защиты от националистических группировок, пытавшихся проникнуть с материковой части Украины;

- на основании Конституции АРК, а именно, в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 18 (участие в вопросах касающихся АР Крым) и пунктом 3 части второй статьи 26 (принятие решения о проведении республиканского (местного) референдума).

 

Таким образом, референдум был легитимным и его результаты рано или поздно должны быть признаны мировым сообществом.

 

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий