27 февраля 1831 года (190 лет назад) родился русский живописец и рисовальщик, мастер портретов, исторических и религиозных полотен Николай Николаевич Ге.
Предлагаем вашему вниманию презентацию, подготовленную
к этому дню ведущим библиотекарем Галиной Владимировной Рязановой.
Текст презентации:
Николай Ге родился в Воронеже Российской империи в
семье помещика Николая Ге. Дед художника эмигрировал из Франции в Россию конце
XVIII века. В 1831 году, когда родился Николай, в центральных губерниях
Российской империи свирепствовала холера. Мать будущего художника скончалась от
холеры спустя три месяца после рождения сына. По настоянию отца заботы о
воспитании новорожденного взяла на себя няня, крепостная женщина. Раннее
детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он
поступил в Первую киевскую гимназию, где преподавателями уже были замечены
способности Николая к рисунку и живописи и юноше предсказана будущность
художника.
Однако по окончании гимназии Николай по совету отца
поступил на физико-математический факультет Киевского университета. В
Санкт-Петербурге жил старший брат, к которому и переехал Николай, мечтавший,
вопреки воле отца, об обучении в столичной Императорской Академии художеств.
Поступить в Академию молодой человек не решился, и
продолжил обучение на математическом факультете Петербургского университета.
Обучаясь в университете в 1848 — 1849 годах, Николай упорно учится рисованию в
стенах Эрмитажа.
В 1850 году Ге бросил университет и поступил в
Академию художеств, где занимался под руководством академика, профессора живописи,
известного петербургского художника Петра Басина.
Ге еще в юном возрасте, пораженный творчеством Карла
Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы
любимого художника, что наложило определенный отпечаток на его собственную
живописную манеру. В Академии Николай Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес
оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии.
Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую
золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счет Академии.
Николай Ге «буквально бежал из царской России» в
Европу. По приезде из Италии он сразу включился в художественную, общественную
и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей
созданного в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ).
В поисках темы Ге обращается к отечественной истории.
Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871)
вновь принесла ему успех: ее сюжетом опять был реальный конфликт реальных
людей, у каждого из которых своя правда.
Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в
искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он
делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень
низкую цену - чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Живопись Ге
претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма,
но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его
зрителям. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил
их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин
складывалась драматично.
Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же
«Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской
живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное
настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура.
Картина «Что есть истина?», Христос и Пилат» (1890)
были сняты с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд
синедриона, «Повинен смерти!»» (1892) на академическую выставку не допустил
президент Академии художеств.
Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика
увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он
уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к
демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на
квартире.
В марте того же года художник умер на своем хуторе.
Работы художника «Тайная вечеря» (1863), «Вестники
Воскресения» (1867), «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
Петергофе» (1871), «Что есть истина?», Христос и Пилат (1890), «Совесть. Иуда»
(1891), «Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866), «Портрет Е.И. Ге с сыном
Николаем» (1885 – 1886), «Распятие» (1892).- вот то творческое достояние,
которое оставил Ге Николай Николаевич.
Подготовила Галина Владимировна Рязанова
Комментариев нет:
Отправить комментарий