Продолжаем публиковать «Календарь праздничной зимы», подготовленный Еленой Сергеевной Коротковой на основе народного календаря.
19 декабря. Николо-зимний. День Деда Мороза
Коло- образ постоянного вращения мира, идея творения.
Колесо – символ солнышка, символ праздника Спиридона-солнцеворота (25 декабря), который строит уже на пороге Рождества.
Это время, когда царит Николо – «не солнышко», то есть это время отсутствия солнца.
Крестьяне помогали солнышку возродиться, проснуться, сдвинуться с места и начать путь по небосводу.
Это самое тёмное время года, самые короткие дни! Время темноты, холода и мороза, но им скоро наступит конец!
И через несколько дней солнышко народится вновь, покатятся вниз с гор огненные колёса!
Если Николо – «не солнышко», то вполне понятно, почему в народе у него было другое имя – Дед Мороз.
При этом имя это старались не произносить вслух по той же причине, почему Бэра звали медведем, то есть «мёд ведающий». Поминать имя бога всуе запрещалось во всех религиях, но иносказательно можно, особенно если от этого бога зависит жизнь и благосостояние общины.
20 декабря. День святого Амвросия
День как бы подводит черту под праздниками уходящего года, поэтому говорили: «Амвросий праздники отбросил».
Амвросий у Николы погостил, девице в душу веру заронил.
В этот день с особым усердием принимались девушки за шитьё. Обновку справляли да матушку Пресвятую Богородицу прославляли.
Привычные для современного человека снеговики первоначально играли роль божков-идолов, символизирующих Деда Мороза – Дядьку Николу. При этом детская фамильярность в обхождении со столь грозным богом (мороз-смерть), вполне понятна: признавая его родство (дядя – брат родителей), дети напоминали Деду Морозу, что они его родственники, и он должен их оберегать.
Если же учесть, что празднование Масленицы до 1492 года было сопряжено со встречей Нового года, который отмечался в марте, то состояние природы и вступление весны в свои права и состояние солнца, набирающего животворящую силу до Масленицы, соотносится с понятием Николо – «не солнышка», время отсутствия животворящего солнца.
21 декабря. Древний праздник костров
Огонь был поистине центром того мира, в котором находился человек, да и после смерти его ожидал погребальный костер. С глубочайшей древности Огонь отгонял тьму, холод, да и диких зверей. Нечистая сила не смела приблизится к Огню. Огонь был способен очистить что-либо осквернённое.
Подготовила Елена Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий