20 ноября 2020 года исполняется 95 лет со дня рождения советской и российской балерины, хореографа Майи Михайловны Плисецкой (1925–2015)
Майя Плисецкая представительница театральной династии Мессерер-Плисецких. Известная прима балерина Большого театра СССР (1948-1990 гг.) Ее считают одной из величайших балерин ХХ века.
Майя Михайловна Плисецкая родилась в г.Москва 20 ноября 1925 года в семье советского хозяйственного деятеля Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Михайловны Мессерер-Плисецкой. Была старшей из трёх детей. С 1932 по 1936 год жила на Шпицбергене, где её отец сначала работал первым руководителем «Арктикугля», затем – генеральным консулом СССР. Во время Большого террора, в ночь с 30 апреля на 1 мая 1937 г. он был арестован. Расстрелян 8 января 1938 года (реабилитирован во время хрущёвской оттепели). Мать арестовали в начале марта 1938 года и вместе с грудным Азарием выслали в Казахстан в лагерь для жен изменников Родины (вернулась в Москву весной 1941 года). Чтобы Майю не отдали в детский дом для детей изменников Родины, её удочерила тётя по материнской линии, солистка Большого театра Суламифь Мессерер.
Суламифь познакомила племянницу с балетом, отведя её на детский спектакль «Красная шапочка», в котором исполняла одну из ролей. Балет Майю заинтересовал. Вернувшись домой, она стала демонстрировать балетные партии разных персонажей. Когда Майе исполнилось 7 лет и 8 месяцев, тётя отвела её в хореографическое училище, где проходил очередной набор. Видя талант, и природные данные девочки, ее приняли в балетный класс, хотя ей не исполнилось еще 8 лет.С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года Майя с семьёй находилась в эвакуации в Свердловске. В городе не было возможности для постоянных занятий балетом. Но первое выступление с номером «Умирающий лебедь» (хореография Михаила Фокина в редакции Суламифь Мессерер) состоялось именно здесь. Тётя старалась сделать номер таким, чтобы Майя показала свои лучшие технические стороны, чтобы была видна красота и пластичность её рук; она же придумала выход балерины спиной к публике.
В 1943 году по окончании Московского хореографического училища, Плисецкая была принята в труппу Большого театра. Вскоре перешла на сольные партии и утвердилась в статусе прима-балерины.
Майя Михайловна с большим успехом выступала в Англии, США, Франции, Италии и других странах. В 1990 году Юрий Григорович уволил ее из Большого театра вместе с Екатериной Максимовой, Владимиром Васильевым и некоторыми другими артистами. Это вызвало большой общественный резонанс.
После распада Советского Союза, Плисецкая жила преимущественно в Мюнхене (Германия). Иногда приезжала с мужем в Москву и Санкт-Петербург.
Майя Плисецкая - обладательница многих правительственных наград. Благодаря выразительной пластике, феноменальному прыжку, гибкой спине, лёгкому шагу и высокой музыкальности, ее танец неповторим и запоминается навсегда. Она первая ввела в балетную лексику такой прыжок, как «кольцо». Балерина создала свой собственный стиль, отличающийся изяществом, графичностью, остротой и законченностью жеста, позы и как каждого отдельного па, так и всего рисунка партии в целом. С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов.Специально для балерины были поставлены балет «Кармен-сюита», миниатюры «Прелюдия и «Гибель розы». Для Плисецкой было поставлено множество балетных спектаклей. Таких как «Айседора», «Леда», «Болеро» и др. Майя Михайловна выступала в качестве балетмейстера, поставив в Большом театре такие балеты Родиона Щедрина как «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», исполнив в них главные женские партии.
После увольнения из театра в 1990 году не оставила сцену, продолжая участвовать в концертах, давала мастер классы.
Скончалась Майя Михайловна Плисецкая 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни.
Подготовила Елена Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий