Страницы

Страницы

вторник, 27 октября 2020 г.

Возрождение донского казачества

Продолжаем публиковать материалы, подготовленные сотрудниками библиотеки для экскурсий и бесед с молодёжью в Комнате казачьего быта при библиотеке.

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Составитель: Рязанова Г. В.

Начало возрождения донского казачества


Несмотря на огромные людские, материальные, культурные потери в страшные годы гражданской войны, расказачивания, коллективизации, Великой Отечественной войны, донское казачество сохранилось, выстояло.

В донских станицах и городах, в поселках и хуторах в Ростовской и Волгоградской областях (часть территории бывшего Войска Донского после гражданской войны без ведома казаков была передана в состав Волгоградской области, которая тогда называлась Царицынской губернией) проживало очень много казаков.

Долгое время они не могли даже говорить о своем казачьем происхождении. Но большинство не забывало свои исторические казачьи корни и то, что они - казаки.

Кроме этого о существовании донского казачества, его богатой самобытной культуре напоминали сохранившиеся в казачьих станицах и хуторах песни, танцы, обычаи. 

Существовали официальные ансамбли песни и пляски донских казаков. Но главное было в том, что казаки всегда помнили о своем казачьем происхождении, о своей принадлежности к славному казачьему роду племени.

В конце 80 – х гг. во многих городах и станицах Дона начинается активная культурная и просветительская деятельность небольших по численности, но прочно объединенных казачьим духом и идеей возрождения казачества различных общественных и культурных казачьих организаций.

Начинается процесс возрождения донского казачества. культуры, традиций и быта.

30 июня 1990 г. в Москве состоялся Первый Большой учредительный круг казачества всей страны, на котором было объявлено об образовании Союза казаков.

На этом Круге присутствовали и делегаты донского казачества. Атаманом союза избрали донского казака, уроженца ст.Нижне-Гниловской, А.Г.Мартынова.

В ноябре 1990 г. в Ростове – на – Дону состоялся съезд (Большой круг) казаков Дона.

 Его участники решили образовать Союз казаков Области Войска Донского.

Были восстановлены традиционные символы Войска Донского: донской флаг (сине – желто – красный), донской герб (олень, пронзенный стрелой) и гимн донского казачества («Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон).

Делегаты съезда утвердили Программу и Устав Союза казаков Области Войска Донского.

Первым атаманом донского Союза казаков был избран М. М. Шолохов.
Съезд (Круг) казаков Дона принял специальное обращение ко всем донским казакам, которое называлось «Казачество, просыпайся!». В нем говорилось:

«Донское казачество, просыпайся: судьба России не решается сама собой…Казачество, торопись! Главная задача: поднять каждого и объединиться. Сыны некогда великого Дона! Наши проблемы мы можем решить только всем миром…Сыны Отечества! Возродим уважение к старшим, почитание матери и отца, крепкой семьи. Поможем сиротам и немощным, инвалидам, солдатским вдовам и всем нуждающимся…Великий грех быть недостойным своих предков»

И этот призыв был услышан казаками. Постепенно все больше и больше казаков начинали активную работу по возрождению казачества. В станицах и городах стали образовываться казачьи общества. И всем стало ясно, что донские казаки жили, живут и будут жить, восстановят свою культуру, традиции, обычаи. Они и дальше будут трудиться на благо Дона и России, а если потребуется, то, как и их славные предки, грудью встанут на защиту своего Отечества.

Первый этап возрождения донского казачества (1990-1991 гг.).

 После состоявшегося в 1990 г. съезда (Круга) казаков Дона и образования Союза казаков Области Войска Донского процесс возрождения донского казачества обретает новую силу. В городах, станицах и поселках Ростовской и Волгоградской областей, где живет основная часть донских казаков, буквально с каждым днем росло число участников казачьего движения.

Стали создаваться непосредственно на местах, в станицах и хуторах многочисленные казачьи общества и организации (например, в станицах Боковской, Вешенской, Каргинской, Багаевской, городах Аксае, Новочеркасске, Морозовске, Ростове, Таганроге и во многих других городах, станицах и хуторах).       Станичные казачьи общества объединяли всех желающих казаков и их потомков. На своих Кругах казаки избирали атаманов станичных и хуторских обществ и членов правлений. Ими становились наиболее уважаемые казаки. Все члены казачьих обществ проводили большую и полезную работу по возрождению казачества.

Многие культурные традиции, обряды, песни, танцы вспоминались и восстанавливались. Донские казаки стали широко отмечать свои традиционные казачьи и важные религиозные праздники. Большой праздник казаков – День Войска Донского – ежегодно отмечался 14 октября в день «Покрова Пресвятой Богородицы». С казачьей культурой знакомили и подрастающее поколение.
Новый этап в процессе возрождения казачества начался в 1997 г. В этом году появились законы о привлечении казаков на различную государственную службу. Теперь казаки получили возможность работать в государственных органах, служить в армии, на пограничных заставах, охранять важные объекты, природу.

Литература

 

Апраксин, В. А. Казачья  старина : очерки / В. А. Апраксин. – Волгоград : Издатель, 2010. – 255 с.

Веряскина , О. Г. Страницы истории Донского края / О. Г. Веряскина. – Ростов-на Дону : Донской издательский дом. 2006. – 250 с.: ил.

Казачий Дон. Пять веков воинской славы: история и современность. – Москва : Яуза : ЭКСМО, 2010. – 414 с.

Краснов, П. Н. История войска Донского. Картины былого Тихого Дона / П. Н. Краснов. – Москва : Вече, 2007. – 442 с. : ил.

Попов, В. П. Страницы истории  донского  казачества: учеб. пособие / В. П. Попов. – Волгоград : Принт, 2006. – 200 с. : ил.

Савельев, Е. П. Древняя история казачества / Е. П. Савельев, - Москва : Вече, 2008. – 462 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий