«Три сестры» - драма в четырёх действиях. А. П. Чехов работал над пьесой всю вторую половину 1900 года. Впервые была опубликована в журнале «Русская мысль», № 2 за 1901 год.
Важно отметить, что «Три сестры» - пьеса, специально написанная автором для МХТ. Ряд деталей был подсказан Чехову актерами и режиссерами театра. Впервые представленная публике 31 января 1901 года, пьеса Чехова уже более ста лет не сходит со сцены театров, как в России, так и за рубежом.
Современники находили прототипы образов пьесы среди членов семьи Чехова (в частности Марью Павловну Чехову в качестве одной из сестер). О работе над драмой Чехов писал Горькому в октябре 1900 г.: «ужасно трудно было писать «Трех сестер». Ведь три героини, каждая должна быть на свой образец, и все три – генеральские дочки. Действие происходит в провинциальном городе, вроде Перми, среда – военные, артиллерия».
Особое место в поэтике пьесы занимает образ «Москвы трех сестер», первоначальное вызывавший недоумение в критике. Пьесу называли драмой железнодорожного билета: «В Москву, в Москву! – садитесь в поезд и поезжайте…». Стремление трех сестер в Москву – это иносказание, означающее известную, явственно или смутно осознаваемую потребность в другой жизни, переписанной, как полагают герои «набело», жизни настоящей.
Немирович-Данченко в 1939 году, готовясь к новой постановке «Трёх сестёр» как важную особенность драмы отметил замкнутость её персонажей: «…В пьесе Чехова никак нельзя, чтобы актёр жил только теми словами, которые он сейчас произносит, и тем содержанием, которое по первому впечатлению в них заложено. Каждая фигура носит в себе что-то невысказанное, какую-то скрытую драму, скрытую мечту, скрытые переживания, целую большую — не выраженную в слове — жизнь. Где-то она вдруг прорвётся, — в какой-то фразе, в какой-то сцене. И тогда наступит та высокохудожественная радость, которая составляет смысл театра».
На протяжении всего XX века к «Трём сёстрам» обращались выдающиеся режиссёры, в их числе Вл. Немирович-Данченко и Георгий Товстоногов, Олег Ефремов и Юрий Любимов, Лоренс Оливье и Эрвин Аксер, — всякий раз открывая в драме Чехова новые мысли, созвучные новой эпохе. Интерес к пьесе не ослабевает и в XXI веке.
Подготовила Елена Сергеевна Короткова
Комментариев нет:
Отправить комментарий