Эмблемы, составившие государственный герб России, возникли в средние века. И уже в начальный период существования единого Русского государства они сыграли важную роль в деле его упрочения.
Резкие перемены в знаменах и их функциях наступили в период царствования Петра Великого. В 1696 году появилось знамя, у которого на гербовом красном полотнище с белой каймой был изображен золотой под тремя коронами двуглавый орел с распростертыми и чрезвычайно высоко поднятыми крыльями, парящий над морским заливом, на груди его помещался Спаситель.
Петр ясно осознавал главную задачу своего правления: добиться выхода на море, и сам Бог призывался на помощь в исполнении задуманного.
В 1667-1669 годах в селе Дединове на Оке в Коломенском уезде была построена первая речная и морская флотилия для защиты торговых караванов, ходивших по Волге и Каспию в Иран и Среднюю Азию. Капитан корабля «Орел», запрашивая правительство, какой флаг следует поднять его флотилии, подсказал: «На кораблях бывает – которого государства корабль, того государства бывает и знамя».
К сожалению, сам флаг первой русской Волжско-Каспийской флотилии до нас не дошел. Его представляют как полотнище, разделенное синим прямым крестом, левая верхняя и правая нижняя четверти (геральдические) красные, а другие по диагонали – белые. На гравюре А.Шхонебека «Осада Азова» в 1996 году изображены полотнища с синим прямым крестом и двумя белыми и красными четвертями, перемежавшимися в шахматном порядке.
Можно с уверенностью сказать, что этот то флаг и стал первым, где использовались только белый, синий и красный цвета. Именно такую материю, притом в огромных количествах и приказано было выдать 9 апреля 1668 года в ответ на запрос капитана Д. Бутлера.
Неизвестно доподлинно, какие изображения несли на себе эти военно-морские флаги. С конца 90-х годов флаг стал трехполосным, «поясным», по образцу голландского. (на последнем были три полосы – оранжевая, белая и голубая; еще до 1651 года оранжевая полоса сменилась на красную). Создание трехполосного флага не должно нас удивлять. Для великого корабельного плотника на троне Голландия была образцовой морской державой, ее флот бороздил моря и океаны почти всего земного шара, и не одна Россия попала под обаяние голландской символики морского флага. В пользу голландского происхождения говорит тот факт, что именно такой «флаг царя Московского» поднял Петр I в 1693 году на судне в Архангельске. Он был почти квадратный (4,6 х 4,3 м) и нес изображение золотого орла.
Известно что на носу и корме «Орла» имелись резные деревянные орлы, а на его флаги велено было нашивать российский государственный герб. «Орленое» (царское) судно своими гербами предупреждало грабительские нападения.
Форма флага, скорее всего, была прямоугольной, возможно, с тремя «косицами». Трехцветные флаги на Волжско-Каспийской флотилии свидетельствовали о стремлении России уже в то время соответствовать морским державам Европы. По сообщению М.П. Головановой, специалиста по истории знамен, «флаг царя московского» 1693 года хранится в Центральном военно-морском музее.
Итак, в конце 1660-х годов в России впервые появился военно-морской флаг именно в тех цветах, которые позже закрепились за государственным.
А в выборе цветов не последнюю роль сыграла отечественная традиция. Выше говорилось о пристрастии русских к красному цвету. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Именно красный, белый и синий цвета, а не «изобретенные» в 1856 году по образцу коронационного знамени Елизаветы Петровны 1741 года иноземцем Б. Кене черный, желтый и белый можно считать традиционными цветами российской монархии и русских царей до XIX века. Впрочем сторонники исконности черного, желтого и белого как государственных цветов ссылаются на штандарт Петра I 1712 года, несший на себе изображение черного орла на желтом фоне, «в грудях» которого находился Св. Георгий с драконом на болом фоне.
Голубой считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный «белый царь», то есть независимый. Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминало о независимости и православии того государства, которому принадлежал флот.
Трехцветный военно-морской флаг в самом конце XVII века стал общепринятым, его поднимали на ботике Петра I в 1688 году, на судах переяславской флотилии, на Белом море в 1693 году, на кормах военных кораблей Азовского флота в 1697-1700 годах. В начале XVIII века его описывали так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным Св. Георгием без змия».
«Флаг Его Царского Величества московского» развевался на корабле «Крепость», прибывшем из Азова в Стамбул в 1700 году заключения перемирия с Османской империей, и в 1716 году на флагмане «Ингерманланд», с которого Петр Великий руководил флотами Англии, Голландии, Дании и России, которые планировали высадку десанта на территории Швеции.
Пребывание трехполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. Торговым же флагом 1693-1700 годов считался белый с двуглавым черным орлом посередине.
Трехполосный флаг недолго удержался в качестве кормового в военном флоте. 10 марта 1699 в России был введен первый военный орден в честь ее патрона Св. Андрея Первозванного. Лазурный Андреевский крест на белом поле стал новым военно-морским флагом, окончательно утвердившимся к 1712 году.
В течение 1692-1700 годов царь составил около тридцати разных видов морских флагов. Лазурный крест то «прорезал» с угла на угол бело-сине-красное полотнище, то полосы такого цвета обрамляли его сверху и снизу, то крест предварял полосы у древка, то включался в гюйс или уже вставлялся в крыж адмиральских белых, синих или красных полотнищ, после того как Петр разделил трехполосный флаг на три части.
Тем не менее бело-сине-красный флаг уступил место адреевскому, поскольку не только государственная власть, но и церковь поддерживали культ первосвятителя Русской земли и покровителя мореплавателей. Уступил, но не исчез. 20 января 1705 года Петр I передал бело-сине-красный флаг торговому флоту. В дальнейшем, как и в большинстве государств мира, именно этот коммерческий символ стал государственным.
Кроме уже описанных флагов, в XVIII веке в употреблении был и штандарт русского царя, появившийся в 1699-1701 годах. На штандарте изображены царский черного цвета герб и четыре моря, по одному в каждом углу, в знак того, что царь владыка четырех морей: Белого, Каспийского, Черного и Балтийского. На судовом штандарте императора вплоть до 1917 года сохранялось изображение четырех морей, карты которых орел держал в клювах и лапах.
Можно предположить, что и символика четырех лучей андреевского креста имела тот же смысл, и поэтому флаг Св. Андрея казался Петру ближе, чем флаг трехцветный. Но Российскую империю, как и Российское царство, ярче всего символизировал «государев орленый» флаг.
Подготовила Светлана Ивановна Васильева
Комментариев нет:
Отправить комментарий