Страницы

Страницы

среда, 19 августа 2020 г.

«Вспомним, казаки, судьбу и имя свое» (экскурс в историю)

Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова много лет ведёт деятельность по популяризации культуры донских казаков, экскурсии в Комнату казачьего быта, созданную при библиотеке. 

Сегодня мы начинаем публикацию материалов, подготовленных для проведения экскурсий в нашем музейном казачьем уголке сотрудниками.


«ВСПОМНИМ, КАЗАКИ, СУДЬБУ И ИМЯ СВОЕ» (ЭКСКУРС В  ИСТОРИЮ)

Великий русский философ-литературовед Д.С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

В этих словах глубокий смысл. В самом деле, каждый народ имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это прошлое, настоящее и будущее не разделено резкой, четкой гранью. Напротив, исторические эпохи всегда тесно, органически связаны, между ними существует закономерная преемственность. Всякое прошлое подготавливает собой настоящее. Во всяком настоящем сохраняются черты прошлого. Вот почему знакомство с прошлым помогает понять настоящее. 

16 век… Южная окраина России – среднее и нижнее течение Дона, Нижнее Поволжье. Удивительные края, нетронутые, безлюдные. Дремучие леса, широкие живописные степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц – великое множество.

Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б. Лащилин: «Весной степь зарастала высокими густыми травами. Ее изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.

На Дону и его притоках – Донце, Хопре и Медведице – гнездились белоснежные красавицы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса.

Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по ветвям целыми днями сновали белки.

В степи в густых и высоких травах, в которых чуть ли не с головой мог скрыться всадник, находили себе безопасный и надежный приют многочисленные выводки дроф, куропаток и перепелок».

Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещика, от преследований царя вольнолюбивые люди. Они обжили эти края, у них сложился свой образ жизни, особый быт и совершенно своеобразное, красочное искусство, прежде всего песенное.

Людей этих прозвали казаками. В переводе с тюркского означает – удалец, вольный человек.

Дон, земля Донская, Донские казаки. Произнесешь эти слова, и перед твоим мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка, славные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Бакланова и Каледина, Шолохова и Чехова и тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия.

Сколько почестей воздали им, сколько хулы излилось на них! Все прошло, века пролетели, как мгновения, время ушло, словно песок сыпучий сквозь пальцы рук, но осталась память потомков, неугасимая и неистребимая, несмотря на недругов казачьих.

И тем не менее, сила казачества, его значимость в формировании государственности в России имела особую роль. Единение всего казачьего воинства от Карпат до Волги стало оплотом существования России, его воинской славы.

Жизнь казаков была нелегкой и опасной. На казачьи поселения часто совершали набеги татарские и калмыцкие орды. Поэтому казак сызмальства приучался к военному делу. В походах и боях воины закалялись. Они лихо скакали на конях, искусно владели саблей и ружьем. Особенно враги боялись длинных казачьих пик. Их называли «дончихами».

Казачьи поселения служили надежной защитой Руси от нападения врагов с Юга. Поэтому царское правительство старалось и подчинить казаков себе, и умилостивить. Казаки занимались охотой, рыбной ловлей, затем стали разводить скот, сеять хлеб. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила, зерно молола, хлеб пекла – все это, в основном, делала женщина, чернобровая, осанистая донская казачка.

А казак почти всю свою жизнь проводил то в походе, то на службе: с Кавказской линии шел он в Польшу, а из Польши – в шведскую сторону, в Финляндию.

Если донские казаки во время долгих походов добывали великую славу Войску Донскому, то трудолюбивые, домовитые казачки сохраняли и земли, и богатство, и детей растили.

Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи развешивали в горнице. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом и серебром, вешали под образа, давали ей почетное место. Таким же почетом пользовалась и «дончиха»-пика. Много поработала она и много славы доставила казакам. Сохранялось и дедовское ружье.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

С этого времени мать мало видела сына и жила в страхе за него. «Болезненький ты мой», - жалобно причитала казачка-мать над сыном. А он стоял, и глаза его дышали отвагой, жажда подвига светилась в его лице, а сердце колотилось… И вот…

Начинались скачки, стрельба в цель, стрельба на всем скаку, рубка и фланкировка (т.е. обход, обстрел с флангов).

Разгоревшись отвагою целые станицы малолеток (семнадцатилетние) с полного разгона кидались в реку и плыли на ту сторону – с лошадьми, амуницией и пиками. Они рассыпались лавою, скакали друг против друга, схватывались в объятия и боролись на конях.

Зимою строили из снега крепость, водружали на вершине ее знамя и атаковывали на конях и пешком.

- Чего не могу? Все могу! – говорили казачата и самоуверенно смотрели на всякую удалую потеху. Это были живые игры, где нужны были отвага, смелое сердце, крепкие руки и сильные ноги. Они готовили казака к его будущей, тяжелой военной службе.

А старики в это время собирались вместе, вспоминали былое, пели боевые песни. Пропоют они песню, помолчат и кто-либо скажет: «Да, послужили наши казаки богу, государю и великому Войску Донскому!».

Военная служба была главной государственной повинностью казака. Но несли они ее совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задачи – охранять и защищать границы Родины. Сам себя обеспечивая, казак сам себя и вооружал, а полная справа в то время стоила 150 рублей, когда за 3 рубля покупали корову. А впереди было 25 лет службы в строю.

Главной особенностью жизни казаков являлась военная организация: Войско делилось на округа и станицы во главе с атаманом. Во время войны избирался походный атаман. Ему подчинялись беспрекословно.

Во все времена казачество являлось универсальным родом войск. Про казака говорили, что он рождается в седле. И в самом деле казаки считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки.

Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Военная слава ее укрепилась на полях сражений.

Это война 1812 года, покорение Кавказа, Центральной Азии, освоение Дальнего Востока и Сибири, а также Русско-японская, Первая мировая и Вторая мировая войны. Умело сражались казаки не только на коне, но и в пешем строю. Это штурм Измаила Суворовым. Случалось казакам и оборону держать. Во время войн 19-го века прославили себя казаки, подарившие нашей армии термин «ползать по-пластунски». В стародавние времена казаки имели свой флот и в совершенстве владели искусством судовождения. Их одномачтовые беспалубные лодки, обшитые с боков камышом, под защитой туманов или ночью нападали на тяжелые турецкие «каторги» и персидские галеры. При встрече с турецким кораблем донцы обходили его так, чтобы за спиной иметь солнце, а впереди – корабль. Таким образом, враги не могли разглядеть среди морского простора стайку челнов.

На боевые награды цари всегда были сдержанны, а если к ним представляли, то именно за дело, в котором в полной мере проявились мужество, воинская смекалка, отчаянная храбрость.

И все это – «за Веру, Царя и Отечество».

Кто-то подсчитал, что в Великую Отечественную войну больше всего наград имели летчики. Не ошибемся, если скажем, что в прошлых войнах чаще всего крестами украшалась грудь казака. За скупыми строчками приказов о награждении скрываются мужество и вера, безумная храбрость и любовь к Родине.

Гордись, великий славный Дон,

Своими храбрыми сынами!

Ты на груди могучих волн

Их воспитал богатырями.

Казачество – это что? Этнос, народ, сословие? Споры идут уже не одно десятилетие, то затухая, то разгораясь с новой силой. Спорят историки, ученые, краеведы, этнографы, политики…

Не спорят лишь сами казаки, ибо твердо знают – откуда пошли их предки, знают непростую и трудную историю своего народа, его жестокую и кровавую судьбу. Из века в век, из поколения в поколение, от деда к внуку передается история расселения казаков с Дикого поля по всему миру – с Дона на Днепр, на Урал, на Амур, - по всей земле Русской… Да и не только по ней.

Казачьему роду нет переводу.

Размышляя над судьбой своего народа, его предназначением на нашей земле… герой романа Сергея Дмитриенко «Богатыри Дикого поля» невольно задает вопрос: «Чем прогрешился казак? Почему столько крови нужно пролить, чтобы всяких басурманов выгнать и не дать им здесь хозяйничать! Басурману что от нас нужно? Земля! А ее не можем отдать. Это Божий Присуд казаку. А они со своей верой, со своими песнями к нам… Самое страшное – гадят, весь яд с себя в нее – землю нашу выбрасывают! Поэтому вдоль Дона, наверное, и растут кустарники колючие, да появляются заболоченные места. Гадость есть гадость! Ее изводить надо, чтобы чистым был наш батюшка Дон – кормилец, а земля цветущей и плодоносной».

Эти слова призывают к высокому чувству ответственности за сохранение наследия наших прадедов, дедов, отцов, чтобы будущее поколения, принимая эту эстафету, передавали последующим.

Казачьему роду нет переводу.

 

 Литература:

 1. Астапенко, М. П. История донского казачества с древнейших времен 1921 г. / М. П. Астапенко. – Ростов–на–Дону, 2004. – 609 с.

2. Вспомним, братцы про былое / под редакцией А. С. Плотникова, А. А. Бирюкова. - Волгоград, 2007. – 116 с.

3. Гордеев, А. А. История казачества. / А. А. Гордеев. - Москва : Вече, 2008. – 640 с.: ил.

4. Савельев, Е. П. Древняя история казачества. / Е. П. Савельев. - Москва: Вече, 2010. – 480 с.

5. Попов В. П. Страницы истории донского казачества: учебное пособие. /В.П. Попов. Волгоград : Принт, 2006. – 200 с.: ил.

 

Составитель: Рязанова Г. В.

Комментариев нет:

Отправить комментарий