Марина Урусова
ПО ПУШКИНСКИМ МЕСТАМ. ИЗ
ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ
Летом 2019 года мне посчастливилось побывать в музее А.
С. Пушкина на Набережной Мойки, 12 в Санкт-Петербурге.
Это был не первый пушкинский музей в моей жизни. В 1988
году вместе с группой студентов из Волгоградского культурно-просветительного
училища я ездила в Кишинёв, где находятся два музея, посвящённых Александру
Сергеевичу Пушкину. Вернее, один музей находится в городе, второй – за городом.
Помню, как на входе в Кишинёвский музей нас заставили
надеть матерчатые тапочки. Для нас это было новшеством – в волгоградских музеях
мы ничего подобного тогда не видели. Мы ходили по музею и с благоговением
рассматривали экспонаты, шептались, что вот как это удивительно – мы ходим по
дому, в котором жил Пушкин!!!
Экскурсовод показывала на портреты, развешенные
по стенам, на копии рукописей стихотворений и мы каждый раз поражались и
восхищались: «Ах, ах, ах! На этот паркет ступала нога Пушкина, здесь танцевал
Пушкин, тут он писал свои стихи!» А потом экскурсовод махнула рукой в сторону
окна и сказала: «А во дворе вы можете видеть домик, в котором Александр
Сергеевич проживал вместе с дядькой Никитой Козловым». Посмотрев в окошко, мы
увидели крошечный домишечко… Мы были чудовищно невежественны и нам не пришло в
голову, что Пушкин всю свою жизнь был беден, как церковная мышь, и такие
хоромы, как те, по которым нас водила экскурсовод, ему, естественно, были не по
карману. А затем мы уже не с благоговением, а с ужасом разглядывали жилище
поэта. Оно было такое крошечное, что нас пускали посмотреть внутренности домика
по двое. Мы по очереди входили в крошечный предбанничек и одна из нас
заглядывала в одну комнату, другая – в другую. Комната Пушкина мало отличалась
от комнаты Никиты Козлова. В ней стоял столик, за которым можно было писать стоя.
Столик, кровать, стул, шкаф с книгами. И вся мебель!
Была ещё поездка в усадьбу Ралли в село Долна – туда,
где Пушкин встретил героиню поэмы «Цыганы» Земфиру. И снова лёгкое потрясение.
По словам экскурсовода, всё великолепие, которое видели мы… Пушкин никогда не
видел. В годы войны усадьба была разграблена и разгромлена. Ничего от музейной
экспозиции не осталось. И в ней к нашему приезду находились предметы не хозяев
усадьбы, а те, которые «вписывались в эпоху». О, этот экскурсовод! Он придавал
экскурсии особое очарование. Мы привыкли к сухому изложению фактов, а Тарьяныч
(так его назвал наш куратор Марк Львович), был артистом и обыгрывал каждый
эпизод жизни Пушкина в Долне.
Описывая прототип Земфиры в духе «Песни песней»
из Библии, он просто заставил нас видеть эти блестящие огнём глаза, смуглую
шею, увешанную монистами, развевающиеся на ветру чёрные локоны, выбившиеся
из-под цветной косынки, а потом прозвучало «в руках она держала» и… наступила
пауза. В уме каждая из нас перебрала всё, что могла держать в руках цыганка, с
нетерпением ожидая, что же скажет Тарьяныч. Что же, что было у неё в руках?
Карты? Бубен? Гитара? Кувшин? И, сжалившись над нами, экскурсовод закончил: «трубка».
Оказалось, что красавица курила трубку! Мы этого совершенно не ожидали и были
потрясены. Потом было продолжение экскурсии у небольшого памятника Пушкину во
дворе усадьбы, и рассказ о том, как поэт был брошен цыганами посреди степи.
Табор снялся и ушёл, пока Пушкин спал, и прекрасная цыганка ушла вместе с ним,
оставшись в памяти безумно влюблённого в неё поэта…
После окончания училища я пришла работать в библиотеку,
где постоянно проводила мероприятия, посвящённые Пушкину. Я влюбилась в
пушкинскую тему. Читала, читала, читала про него книги самых разных авторов.
Если спросить, что из прочитанного могу порекомендовать, то это, однозначно,
будут книги Семёна Гейченко, Агнии Кузнецовой, двухтомник «Друзья Пушкина» и
книга Мадорского «Сатанинские зигзаги Пушкина». Это те авторы и книги, которые
открыли для меня нечто новое в пушкинской теме.
Естественно, оказавшись в прошлом году в Санкт-Петербурге,
я наметила для посещения музей на Набережной Мойки, 12 – последнее место
жительства поэта. Место, куда его принесли раненного на дуэли и где он провёл
последние часы своей жизни.
Общее впечатление от экскурсии. Мне было безумно жалко
Александра Сергеевича, который последние свои месяцы, дни, часы провёл в этой
квартире с чужой мебелью (по причине бедности свою заводить было не по карману,
поэтому так мало в музеях настоящих экспонатов и много «имитаций» мебели, личных
предметов).
Царапнуло, когда, рассказывая о том, как Пушкина
выносили из кареты и несли по лестнице, экскурсовод сказала: «его нёс на руках
камердинер». Его нёс на руках дядька Никита Козлов – человек, который был с
Александром Сергеевичем рядом всю его жизнь. И Никита заплакал, услышав вопрос
своего «барина»: «Горько тебе меня нести?» Когда-то, рассказывая о Пушкине
маленькой племяннице, я спросила почему Никита заплакал, и она ответила: «Потому
что он был Пушкину, как папа». Никита Козлов воспитывал Пушкина с малых лет, он
оставался при нём все годы его обучения в Лицее (и однажды Пушкин готов был
драться на дуэли с Корфом, который ударил Никиту), он был вместе с ним в
Кишинёвской и Одесской ссылках… Это был не просто камердинер, не просто слуга –
это был член семьи.
Слушая экскурсовода, вспоминала, как плакала, читая
описание Жуковского о последних днях жизни поэта. Оказалось, что Василий
Андреевич не то, чтобы утаил одно обстоятельство, наверное, просто не придавая
этому значение, не описал подробно что означали слова о том, что в квартиру
заходили «справиться о здоровье» Пушкина. Семья жила эти дни как в осаде –
любой мог войти в дом и «справиться о здоровье», прошагав по всем комнатам. В
кабинете лежал раненый поэт, рядом в своей комнате рыдала безутешная Натали,
тихо, как мышки, сидели в своей комнате её сёстры, и, наверное, даже дети вели
себя тихо, чтобы не беспокоить лишний раз отца и мать. И в этот «дом скорби»
постоянно кто-то вторгался, бродя по комнатам и тревожа его обитальцев. В
результате вынуждены были натянуть шнур, отмечавший, что дальше посетители идти
не должны…
Любимое место поэта в квартире – кабинет. Это полуподвальное
помещение, где всегда темно, зимой холодно, летом жарко. Из окна открываются не
прекрасные виды города, а мостовая и ноги шагающих мимо людей. Здесь он творил.
Фотографий в музее я практически не делала. Телефон мой
в полутьме снимает плохо. Но в кабинете всё же не удержалась и несколько раз
запечатлела диван, стол, рабочее кресло, стеллажи с книгами. И, естественно,
саблю, которую подарили Пушкину в память о его поездке на Кавказ, где он принял
участие в одной из вылазок. Она висит на стене, а над ней – картина с видом
Дарьяльского ущелья, где Александр Сергеевич «получил боевое крещение».
Комментариев нет:
Отправить комментарий