Песня «Грустные ивы»
композитора Матвея Блантера и поэта Александра Жарова была написана не в первый
год войны, хотя рассказывает о 22 июня 1941 года. Может создастся ложное
впечатление, что она появилась в послевоенные годы, потому что в ней говорится
о почестях, которые отдают погибшему пограничнику друзья. Как это не странно,
песня появилась… в 1943 году. Авторы настолько верили в победу, что написали
песню так, словно эта победа уже свершилась. Первой исполнительницей стала Надежда
Андреевна Обухова.
В своей книге «Когда душа поет» известный советский певец Владимир
Бунчиков рассказывал: «Я уже не раз
писал, что война открыла многих композиторов и дала много новых песен. С
Матвеем Блантером я был знаком еще с 1926 г. ... Его песни - это целые
произведения. Все они разные - грустные и веселые, патриотические; петь их и
легко и одновременно трудно. ... Блантер удивительно чувствовал песню, хорошо
знал вокал. Его музыка запоминается мгновенно. Я очень люблю его нежную и
грустную песню «Грустные ивы», где чудесная музыка сливается с замечательными
стихами: «...грустные ивы склонились к пруду, месяц плывет над водой...»
Песня "Грустные ивы" несколько раз переиздавалась на
грампластинках начиная с сороковых годов, в 1951 году она вышла и на открытках,
которые разошлись по стране тиражом 30000 экземпляров. Представляете - 30000
открыток, разлетевшихся во все концы света. Конечно, по меркам сегодняшнего дня
кажется, что и тираж не такой уж гигантский и сама идея не так нова. Но 50 лет
назад, принимая во внимание хотя бы уровень развития тогдашней техники, наверно
это казалось волшебством. Прямо в письме, наряду с теплыми словами и
пожеланиями, люди получали возможность посылать друг другу свои любимые песни
своих любимых певцов.
Эту песню помню с детских лет. В 1951 году был последний учебный день в школе. Это Таджикистан, Ленинабадская область, Табошар,женская средняя школы имени Зои Космодемьянской. Заключительная линейка прошла, а концерт решили провести на улице. Всё прошло прекрасно, но когда девочка запела "Грустные ивы склонились к пруду", с учениками произошло что-то, мгновенно объединившее их. Зелёную поляну обступила плотно,ловили каждый звук. Девочку тут же просили спеть ещё раз, но её не отпускали и после следующего и следующего исполнения. Дети просто хлопали и не давали объявлять нового номера. Голос девочки уже ослаб. Директор школы вышла к детям, попросила отпустить девочку, что она обязательно споёт нам её в новом учебном году. И теперь, уже имея правнуков, я люблю эту песню. Когда вижу ивы, вспоминаю песню, которую пела девочка, моя сверстница.
ОтветитьУдалить