Страницы

Страницы

воскресенье, 24 мая 2020 г.

"И вся земля была его наследством". Сценарий

Продолжаем публикацию сценариев из методического сборника, составленного в нашей библиотеке. 
Шолохову посвящается : методические материалы / [сост. М. Н. Урусова ; ред. В. Ю. Зоткина] ; ВМУК «ЦСГБ», Библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова. – Волгоград, 2020. – 108 с. : ил.


«И ВСЯ ЗЕМЛЯ БЫЛА ЕГО НАСЛЕДСТВОМ»

литературный час, показ самодеятельных фильмов

Составитель: Г. В. Рязанова, ведущий библиотекарь


Показ фильма «Поездка в Вешенскую» (автор Васильева С.И.)

Ведущий I: Здравствуйте, ребята! Мы не случайно начали наше мероприятие с показа этого фильма. В прошлом году писателю М.А. Шолохову, чье имя носит наша библиотека, исполнилось бы 105 лет со дня рождения. И это событие широко отмечалось не только по всей стране, но и во всем мире. Вы сейчас увидели, как отмечается эта дата в станице Вешенской Ростовской области, куда специально в эти дни ездила наш работник Васильева Светлана.
Ведущий II: Волгограду имя этого писателя дорого ещё и потому, что Сталинградская земля стала основой для творческих замыслов и лучших произведений о Великой Отечественной войне, таких как очерк «Наука ненависти», главы из романа «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека», с героем которого писатель встретился на Сталинградской земле.
Ведущий I: Михаил Александрович дышал степным воздухом нашей земли, касался её руками и это давало ему силы писать такие произведения, равных которым ещё не было.
В тревожные’ для Сталинграда и для всей страны дни Шолохов часто бывал в войсках, совмещая работу писателя и полкового комиссара.

Ведущий II: Осенью 1941 года он перевёз свою семью из Вёшенской в Николаевку, тогда это был не город, а слобода Николаевская, что в 200 – ах км выше Сталинграда, на левом берегу Волги. Здесь он прожил длительное время. Этому предшествовала драматическая ситуация. Вспоминает сын писателя Михаил Михайлович Шолохов: «Шолохов на военном самолёте летел с фронта в Куйбышев, чтобы сдать материалы в Совинформбюро.
Самолёт потерпел аварию и после вынужденной посадки в живых остались из экипажа один лётчик (с переломом позвоночника), а из пассажиров только отец с тяжелейшей контузией: сотрясение мозга и смещение всех внутренних органов, особенно грудной клетки. Его с трудом удалось вытащить из исковерканного самолёта...». Сын Шолохова вспоминает, что ему было страшно подойти к отцу, броситься ему на шею, из-за чудовищно распухшей головы. Большая солдатская шапка ушанка еле держалась на ней, едва прикрывая макушку. Пользуясь своим экстравагантным видом, отец превратил встречу в весёлый балаган, заставив мать и детей смеяться и плакать одновременно. Об этом пишет в своей книге Николай Петелин.
Ведущий I: В годы войны дом Шолохова в станице Вёшенской подвергся бомбардировке. Погибла его мать Анастасия Даниловна, погиб архив писателя. Мать Михаил Александрович похоронил в огороде, и уже после войны прах Анастасии Даниловны был перезахоронен на кладбище.
Ведущий II: Архив писателя был безвозвратно утерян. Возможно, именно поэтому очень долго ходили слухи, что своё главное произведение «Тихий Дон» писатель у кого — позаимствовал. Современные исследования, о которых писалось в журнале «Чудеса и приключения», однозначно установили авторство Шолохова.
Ведущий II: После гибели архива вся почта, нужно сказать весьма большая, пересылалась в Камышин под попечительство первого секретаря райкома партии Николая Григорьевича Ведяпина. Поэтому, возвращаясь из поездок на фронт, Шолохов частенько заезжал в Камышин и останавливался у Ведяпиных, чтобы поработать.
Ведущий I: Николай Григорьевич вспоминает: «В начале июня 1942 г. Михаил Александрович приехал в Камышин. Писатель был в гимнастёрке, запылённый сапогах, худой, уставший, видно давала знать о себе недавняя тяжёлая контузия. После ужина семья легла спать пораньше, чтобы дать гостю возможность отдохнуть с дороги». Ночью, когда глава семьи проснулся, в комнате’ Шолохова горел свет. Писатель работал Ведяпин прошёл на кухню, поставил самовар, потому что знал, что Михаил Александрович любит работать при чае. Делать всё старался тихо, осторожно, но писатель услышал, поднялся из-за стола, и как бы извиняясь за ночное бдение признался: «Не даёт мне Герасимов сны досмотреть». И рассказал о своей встрече с Герасимовым.
Ведущий II: «- Ехал я недавно на Южный фронт. У шлагбаума одного железнодорожного переезда остановились. Вышли из машины. Стоим, ждём поезда. А тут из перелеска стадо коров высыпало. Подходит к нам красноармеец в гимнастёрке без ремня, заросший щетиной.
- Нет ли, — спрашивает, — чего покурить?
Угостил его, закурили.
- Вижу, - говорит, - на фронт пробираетесь, а я вот по тылам слоняюсь. При коровах командиром состою...А я ведь полковой комиссар, офицер. Справедливо это?
Говорит, а в глазах такая тоска и отчаяние... оказалось, солдат этот чуть ли не с первых дней войны на фронте. В одном из боёв на Полтавщине был ранен, попал в плен прошёл у фашистов все круги ада. Бежал из концлагеря, перешёл линию фронта, пробрался к своим. Попросился на передовую, а ему - отказ. Недоверие. Потому что был в плену.
-Как можно лишить солдата права защищать Родину? –спрашивает Шолохов.»
Ведущий I: Некоторые черты характера, внешности этого Герасимова писатель использовал при написании «Судьбы человека», в очерке «Наука ненависти». Работу над стержнем очерка «Наука ненависти» Шолохову пришлось продолжить в Николаевке. Как-то украинский поэт - сатирик Степан Олейник, который работал в то время корреспондентом «Сталинградской правды» зашёл в Николаевке к Шолоховым и попросил что-нибудь для «Сталинградской правды». В это время Шолохов работал за пишущей машинкой, печатал свою работу. Шолохов не сумел отказать и вынул из машинки заключительную страницу очерка, написанного к годовщине второй мировой войны.
Ведущий II: «Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю своё народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие и приведут к нам Победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».
Ведущий I: Неоднократно бывал Шолохов в войсках. Вспоминает казак Василий Грязнов: «Под Сталинградом это было. Тяжёлые бои шли с фашистами. Пришёл он к нам в окопы. Идёт по Ходу сообщения и нет — нет выглянет, посмотреть в бинокль в сторону фашистов. А кто -то из солдат и гворит: «С биноклем, товарищ полковник поосторожнее. У немцев снайперы начеку». Шолохов улыбнулся в ответ: «Благодарю за упреждение, но я снайперов не боюсь. Заговоренный, я брат, от пули». Солдаты нашего окопа его окружили. Все сразу узнали в полковнике Шолохова. Я ему и говорю, — вспоминает Грязнов, — может, вы Михаил Александрович, и молитву от пули знаете? Знаю. И те молитвы, что имеются в «Тихом Доне» и новые. Много знаю молитв. Но сейчас у меня в уме и сердце одна. Начинается она, други, так: «Во имя Отца и Сына и матер моей - ни шагу назад!»
Ведущий II: Василий Грязнов спросил, над чем работает сейчас писатель, что пишет. «Разве можно сидеть и писать, - отвечает Шолохов, — когда земля наша, дом твой, мало этого - пол России в огне пылают? Тут, брат, не за перо, а за штык браться надо да крепко орудовать им». Помолчал, потом затянулся дымом махорки и говорит: «А хочется хорошее написать, и думаю, что напишу, как вы сражались за Родину, Вот хожу по окопам, присматриваюсь, учусь у вас, изучаю солдатскую жизнь. А потом напишу, про вас, и про молитву «ни шагу назад».
Ведущий I: На память Шолохов подарил солдатам том «Войны и мира», сделав надпись: «Друзья мои! Ни шагу назад! Пусть слава Бородино вдохновляет вас на ратные подвиги! Верю, реять Красному знамени над рейхстагом! До встречи в Берлине! Ваш Шолохов». Вот так и создавалась книга «Они сражались за Родину».
Ведущий II: Вы все, вероятно видели фильм, снятый по этому произведению. По замыслу писателя материал Сталинградской битвы должен был найти отражение в трёхтомной эпопее о героической войне советского народа против фашистских захватчиков. В разгар работы над романом «Они сражались за Родину», главы из которого начали публиковаться в «Правде» в мае 1943 г. Щолохов так комментировал его: «В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, источники героизма. Я знаю — многие из наших заграничных друзей хвалят советских писателей за то, что в годы Отечественной войны они активно участвуют, пишут короткие статьи и очерки, зажигающие ненависть в сердцах советских людей в тылу и на фронте. Но не в этом только дело. Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это иди по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба... Я знаю, создание такого крупного произведения потребует времени... но я тороплюсь, работа. Напряжённо и много».
Ведущий I: Но такое крупное произведение так и не вышло. Тогдашние партийные власти разрешили корёжить произведение мастера, чтобы убрать из него обличение довоенных репрессий. Опубликованные письма, в том числе к Сталину, свидетельствуют о том, что писателю не давали творить, отвлекала необходимость отбиваться от провокаций, доносов, угроз ареста, от требований переделок, цензурных вмешательств.
Писатель вёл себя независимо и честно, впрочем, как и всегда. Заступался за преследуемых и репрессированных, в числе которых учёный Лев Николаевич Гумилёв, писатель А.Т. Платонов и его сын, один из конструкторов «Катюши» и т.п.
Ведущий II: Клеймёнов, прошедший через плен командарм М.М. Лукин, Шолохов выступали за опубликование запрещённых произведений А.А. Ахматовой, О. Берггольц, Б. Пастернака «Доктор Живаго», А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Обо всё этом можно узнать, прочитав материал Виталия Смирнова «Шолоховская молитва», опубликованном в журнале «Отчий край».

Ведущий I: У нас в библиотеке имеется замечательный буклет «Государственный - музей
заповедник М.А. Шолохова», из него вы можете узнать много интересного о жизни писателя. А сейчас вы посмотрите самодеятельный фильм, созданный нашим библиотекарем. На экране — Дом-усадьба М.А. Шолохова.
Показ фильма «Дом-усадьба М.А. Шолохова» (автор Васильева С.И.)
Ведущий II: К началу ХХ века в Кружилине насчитывалось около 200 дворов. Здесь была церковь Георгия Победоносца, церковно-приходская школа. Центр хутора назывался «Станичной», в нем располагались дома, магазины, лавки купцов, а также подворья богатых казаков. К «Станичне» примыкала и усадьба Шолоховых с прекрасным садом, амбаром, баней. В центре усадьбы был казачий курень под камышовой крышей, наверху 3 комнаты, под домом «низу». В этом доме 24 мая 1905 года родился Михаил Александрович Шолохов. Его дед - Михаил Михайлович сумел «выбиться» в люди, стал
купцом.
Ведущий I: Отец - Александр Михайлович пошёл по торговой части, поселился в хуторе Кружилине и стал работать у купца Парамонова. Это был образованный, видный человек в хуторе. Интересовался политической и культурной жизнью России. Он, несомненно, оказал влияние на сына. Как и отец Миша пристрастился к чтению книг Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Отец писателя пользовался заслуженным уважением казаков - писал письма, ходатайства, жалобы, помогал советами.
Ведущий II: Мать писателя Анастасия Даниловна Черникова происходила из многодетной семьи бывших крепостных переселенцев из Черниговской губернии. Рано лишившись отца, с 12 лет и до самого замужества служила горничной у помещицы Поповой. Она обладала острым умом, живой образной речью, чутким сердцем, сильным характером. Часто пела вечерами печальные украинские песни.
Ведущий I: Часто жители из дальних хуторов привозили хлеб в Кружилин. Ночевали у Шолоховых. Хрупкий, светло - русый подвижный мальчик Миша затихал и слушал из уст заезжих казаков бывальщины и небылицы, военные истории, случаи на рыбалке, охоте. Сам собой западал в душу разговорный язык, усыпанный байками‚ шутками. Впечатления раннего детства, атмосфера общения формировали у мальчика наблюдательность. Вот откуда пошли все персонажи, образы, язык его произведений.
Ведущий II: В 1910 г. семья Шолоховых переехала в хутор Каргинский (отец поступил на службу к тамошнему купцу Озерову). Здесь, в чисто выбеленном курене, с крохотными оконцами, под камышовой крышей, при свете керосиновой лампы Миша читал первые книжки. Именно в Каргине родился замысел будущего романа «Тихий Дон», за который писатель получил Нобелевскую премию. Затем был первый учитель, церковно - приходская школа, гимназия, началась война, а вместе с ней и писательская деятельность Шолохова.
Ведущий I: Первый фельетон «Испытание» напечатали в «Юношеской правде». А в 1923г. литература стала основной профессией Михаила Александровича. На страницах центральных изданий появились его рассказы «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Алешкино сердце».
Ведущий II: В буклете прекрасные фотографии дома-усадьбы Шолохова. Светлый, двухэтажный дом стоит в центре усадьбы. Он был построен в 1949 г. взамен старого, который был разрушен во время войны. В отличие от других писателей, которые стремились поселиться в Москве, поближе к власть предержащим, к издательствам, Шолохов поселился на родине — здесь и дышалось лучше, и писалась легче. Корни родные помогали.
Ведущий I: Во дворе мемориального дома-усадьбы находится могила писателя. На ней всегда живые цветы. Имя Шолохова продолжает жить, оно не стирается временем. Люди, посещающие музей, увозят с собой тихий шелест донской волны, горьковатый запах полыни и чувство, будто они на миг прикоснулись к чему-то доброму, вечному.
Ведущий II: Конечно, обо всех произведениях великого писателя, об изданиях, посвященных жизни и творчеству Михаила Александровича, рассказать невозможно, поэтому мы предлагаем вам самостоятельно изучить литературу, представленную на выставке «Певец земли Донской», которая оформлена на абонементе нашей библиотеки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий