Представляем
вашему вниманию эссе ведущего библиографа библиотеки-филиала № 17 им. М. А.
Шолохова, написанное для 2-го выпуска сборника ВМУК «Централизованная система
городских библиотек» «Моё ПРОчтение».
ЖАН-МЕШЕЛЬ ГЕННАСИЯ «КЛУБ НЕИСПРАВИМЫХ ОПТИМИСТОВ»
Детство
и отрочество – одна из ведущих тем в мировой литературе. Они могут находиться в
центре повествования или быть его частью, добавляя штрихи к образу главного
героя, давая читателю возможность понять предпосылки его действий, мотивацию.
В
романе лауреата Гонкуровской премии Жана-Мишеля Геннасия «Клуб неисправимых
оптимистов» детство – третьестепенный персонаж, который стоит за плечом
главного героя и молчит, уступая право говорить о нём политике. Обычно эта дама
не вторгается в книги о детях и подростках, в результате чего порой невозможно
отличить эпоху «Детства» Льва Толстого от эпохи «Кондуита и Швамбрании» Льва
Кассиля. Лишь историки по мелким деталям могут определить десятилетие, в
которое Тёма вытаскивал из колодца Жучку, Том Сойер путешествовал на плоту с
Геком Финном, и умирал несчастный маленький Поль Домби. Однако бывают
исключения. Например, в дилогии Александры Бронштейн «Дорога уходит в даль» и
«Весна», политика идёт фоном и постоянно вторгается в жизнь героини, потому что
к ней проявляют интерес родители девочки. Автор дала уникальную возможность
погрузиться в атмосферу конца девятнадцатого – начала двадцатого века и
получить представление о том, чем жили тогда люди. В романе Жана-Мишеля Геннасия
всё наоборот. Не политика вторгается в жизнь ребёнка, а ребёнок стремится
познать политику пятидесятых-шестидесятых годов ХХ века, что совершенно не
вяжется с представлениями о «детской литературе».
«Клуб
неисправимых оптимистов», несмотря на возраст главного героя, от имени которого
ведётся повествование, – не детская литература и не литература о детстве. Это –
серьёзный роман о взрослении двенадцатилетнего парижанина Мишеля Марини.
У
главного героя есть семья – отец, мать, старший брат и младшая сестра. Есть
дядя и тётя, кузены и кузины, которые живут в Алжире. На первый взгляд, всё,
как у других детей, если бы не деление семьи на две части – Марини и Делоне.
Брак отца и матери Мишеля – постоянный повод для споров и ссор, поскольку они
происходят из разных социальных слоёв, и богатые Делоне не могут забыть о
неравенстве. В результате главное влияние на формирование характера Мишеля
оказывают не родители, занятые бизнесом или поддержанием имиджа, а старший брат
Франк. По его совету подросток читает определённых авторов, с ним советуется,
стремится подражать, входит в круг его друзей, знакомится с его девушкой Сесиль.
Можно
было бы сказать, что Мишель – обычный мальчишка, и это было бы отчасти верно,
потому что он, так же, как его сверстники любит играть в настольный хоккей,
также обожает слушать рок-н-ролл и собирает пластинки, увлекается фотографией.
Даже любовь к чтению не делает его исключительным, лишь – немного странным. Он
читает по особенной системе – знакомится с биографией писателя, и, если ему
понравился человек, читает все его произведения. Читает везде – даже на ходу,
чем приводит в ужас и брата, и его девушку. Постоянно опаздывает из-за чтения в
колледж и остаётся в наказание на несколько часов после уроков. Выбор книг,
подсказанный братом, становится причиной его знакомства с «оптимистами». Однажды,
ожидая своей очереди для игры в настольный футбол, он заглядывает в «задний» зал
кафе «Бальто» и видит за столиком с шахматной доской самых известных писателей
Франции – Жан-Поля Сартра и Жозефа Кесселя. Желание быть ближе к литераторам,
приводит его в зал снова и снова, постепенно «втягивая» в круг завсегдатаев
небольшого шахматного клуба, которыми оказываются эмигранты из стран
социалистического лагеря. Постепенно интерес к писателям притупляется, сами они
уходят на дальний план, уступая первенство другим завсегдатаям клуба, которых
стараются поддержать и «подкормить».
Автору
удалось переплести рассказ о буднях подростка с политическими «вставками» так
искусно, что роман не распался на части, а составил единую канву, подобно тому,
как цветные лоскутки соединяются в одеяло, выполненное в технике печворк.
Именно эта ассоциация возникает, когда в ходе повествования всплывают биографии
«оптимистов». Их жизнь была разорвана в клочья, в лоскутки, когда они бежали с
родины, чтобы осесть на чужбине.
Два
брата - Игорь и Саша Маркиш - вынуждены были покинуть СССР после того, как
первого из них хотели арестовать по «делу врачей», а со второго (сотрудника
КГБ) взяли слово выступить на процессе с обвинительной речью против брата. Ни
один из них не обольщался, понимая, каков будет итог, учитывая их еврейское
происхождение. Несмотря на общую причину побега из СССР, дружбы за рубежом у
них не вышло. Игорь не простил Саше его прошлого и службы в КГБ. С работой у
обоих долгое время не складывалось, потом один стал таксистом, второй
ассистентом фотографа (в СССР был специалистом по «редактированию» фотографий –
ретушировал их так, чтобы исчезли репрессированные, заменял одних людей на других).
Итог их взаимоотношений печален – Игорь стал причиной смерти Саши.
Владимир
Горенко – бывший директор комбината, который однажды решил не вернуться из заграничной
командировки. Во Франции ему были не очень рады. Долгое время Владимир не мог найти
работу – даже те бывшие партнёры, которые к нему хорошо относились, не хотели
ссориться с системой. В результате обстоятельства вынудили его вести
нелегальную деятельность для ряда мелких торговцев, помогая тем избежать
налогов.
Леонид
Кривошеев – дважды Герой Советского Союза, любимец Сталина, работал в
«Аэрофлоте», встретил «француженку всей своей жизни» и сбежал во Францию. На
начало действия книги работал таксистом.
Представители
других стран социалистического лагеря описаны более скудно.
Венгры
Тибор и Имре – гомосексуалисты. Актёр и импресарио. Бежали из Венгрии в 1956
году после ввода туда советских танков. Впрочем, Тибор – постоянный перебежчик.
Ещё до начала Будапештских событий успел сбежать в США и вернуться обратно. Во
время восстания открыто выступил за свободу Венгрии, но, поняв, что дело
безнадёжно, сбежал снова. Во Франции возникли проблемы с работой из-за акцента,
который не позволял Тибору играть главные роли в спектаклях и фильмах. В
результате парочка жила на деньги, которые Имре зарабатывал тяжким трудом на
рынке. В один прекрасный день Тибор исчез, и снова появился в Венгрии, бросив
Имре разбираться с долгами.
Чех
Павел Цибулька – бывший дипломат из Чехословакии. По слухам, он был одним из
организаторов Коммунистической партии Чехословакии, и эта страница его
биографии в настоящее время играет против него. Пишет «труд жизни» - огромную
монографию о Брестском мире. Сначала от руки. Потом перепечатывает на машинке.
И… несмотря на помощь двух известных французских писателей – Кесселя и Сартра,
не может её опубликовать, потому что издатели не рискуют печатать книгу более
1200 страниц текстом с библиографией и примечаниями. Живёт на подачки Сартра и
Кесселя, работает швейцаром.
Немец
Вернер во время войны был участником Сопротивления. В знак протеста не вернулся
в Германию. Но быть немцем во Франции тяжело. Для всех он – бош, враг. Вернер
становится жертвой нападения неизвестных, от него отворачиваются, забыв о
клятве Гиппократа, врачи, и выживает он лишь благодаря усилиям Игоря Маркиша,
работавшего в тот момент в госпитале санитаром.
Жизнь
эмигранта нелегка. Покидая свою страну, многие не имели возможности прихватить
все необходимые документы. В результате им приходится доказывать служащему
иммиграционной службы Руссо, что их отъезд с родины – это поиск политического
убежища, что они – жертвы тоталитарного государства, а это, естественно,
практически недоказуемо в их условиях, когда все необходимые бумаги остаются на
территории далёкой покинутой родины.
Начав
общаться с «беглецами», Мишель, словно бы, взрослеет не по дням, а по часам. Истории
эмигрантов для него не менее значимы, чем современные политические события.
Идёт война в Алжире, на которую отправляется Франк, на которой гибнет брат
Сесиль Пьер, но всё это не отдаляет Мишеля от «оптимистов», не делает их менее
значимыми, чем родные и друзья.
Жизнь
подростка не кажется беззаботной судьбой отпрыска богатой фамилии. И проблемы,
которые ставит перед ним жизнь, сильно отличаются от проблем его сверстников.
Сначала мальчику приходится решать, воистину, не детскую проблему – спасать
возлюбленную брата, наглотавшуюся снотворным после ссоры с Франком. С каждым
разом задачи жестокой жизненной игры всё усложняются и усложняются. Нужно
суметь заставить Сесиль заново поверить в себя после попытки суицида, нужно убедить
её закончить колледж, нужно успокоить её после гибели брата Пьера... Если в начале книги пристрастие Мишеля к
политике, его знакомство и дружба с эмигрантами кажется странной, то в конце
книги эта связь становится закономерной. Словно жизнь специально свела его с
этими людьми, позаботившись заранее о спасении. В нужный момент у мальчишки
оказываются полезные связи, которые помогают решить очередную «семейную
проблему» - помочь бежать за границу дезертировавшему из алжирской армии брату.
Члены «клуба» становятся верными товарищами, готовыми в любой момент прийти на
помощь «малышу-Мишелю».
Эпизод
с бегством Франка служит своеобразным «швом», скрепляющим воедино «лоскутки»
судеб политэмигрантов.
Дочитав
роман до последнего предложения, с удовлетворением отмечаешь, что его выбор был
чрезвычайно удачным. В одном произведении сошлись история взросления, десяток
историй любви, а в копилку твоих знаний легко и непринуждённо, без штудирования
огромного количества учебников и документальных книг, легли факты из истории
СССР, Чехословакии, Венгрии и Югославии. Остаётся лишь восхититься искусству, с
которым автор донёс всё это до твоего сознания.
С эссе других сотрудников
городских библиотек, ставших авторами 2-го выпуска сборника «Моё ПРОчтение»
можно познакомиться на странице ВМУК «Централизованная система городских
библиотек» ВКонтакте https://vk.com/bibvlg
или на Фейсбуке https://www.facebook.com/groups/1440137912884609/
Комментариев нет:
Отправить комментарий