Страницы

Страницы

вторник, 15 октября 2019 г.

Петр Ульев "Страницы Сталинградской летописи" 14 мая 1947 года

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году.



Петр Васильевич Ульев
СТРАНИЦЫ СТАЛИНГРАДСКОЙ ЛЕТОПИСИ

14 мая 1947 г.
Волга...
Как широка и привольна она весенней порой! Смотришь на нее с высокого правого берега и кажется нет ни конца, ни края голубым; манящим к себе водным просторам.
Ожил Сталинградской порт. А ведь, кажется, совсем недавно здесь царила пустынная тишина. На почерневшем от пожарищ берегу валялись одни лишь скелеты разбитых железнодорожных вагонов, а из воды торчали ребра сгоревших и затонувших барж. Это было весной 1943 года. Суров, печален и неприветлив был тогда берег Волги.
Иная картина сегодня. На пристанях и причалах царит оживление. В порту, как в муравейнике. Днем и ночью идет погрузка и выгрузка.
Сталинградский порт, второй после Горьковского, - крупнейший на Волге. Восстановление его началось сразу же после разгрома гитлеровцев под Сталинградом, но особенно большие восстановительные работы проведены в прошлом году. В порту построено много лабазов и грузовых площадок, появились подъемные краны, транспортеры и разные другие приспособления для погрузки и выгрузки. Создана угольно-бункеровочная база с 20-ю металлическими бункерами. Почти все механизмы для этой базы изготовлены силами рабочих порта. Восстановлено и по­строено в порту несколько жилых домов и общежитий.
Таким образом, уже в первом году четвертой пятилетки Сталинградский порт стал одним из самых мощных речных портов Советского Союза.


Ульев, П. В. Страницы Сталинградской летописи / П. В. Ульев. – Сталинград : Сталинградское книжное издательство, 1958. – С. 108.

Пётр Васильевич Ульев – журналист газеты «Сталинградская правда», возглавлял партийный отдел редакции.
«Страницы Сталинградской летописи» - это дневник журналиста, писавшийся им с 29 января 1943 года до декабря 1957 года. Он отражает не только события, происходившие в городе, но и настроения сталинградцев, рассказывает об их мечтах, планах на будущее.
Перу Петра Васильевича принадлежит ещё одна книга – «Черкасовцы» (Сталинград, 1949 год), рассказывающая о восстановлении города.

Историческая справка:
Во время Сталинградской битвы в порту находилась военная комендатура, которая управляла действиями всего флота, следила за работой переправ, за грузоперевозками, перевозкой раненых.
Вечером 23 августа 1942 г. вражеская авиация совершила массированный налет на Сталинград. Были разрушены тысячи зданий; на рейде горели суда; на причалах порта от огня взрывались вагоны с боеприпасами, цистерны с нефтепродуктами.
Вражескими бомбами и пожарами были уничтожены все сооружения Сталинградского порта, в том числе 14 складов, 25 стационарных транспортеров, 19 кранов, различное оборудование и инвентарь. Из ценных грузов уцелели лишь те, которые находились на судах, стоявших на рейде и тоже подвергавшихся бомбежке. Группа работников порта во главе с начальником участка Г. С. Зареевым и капитаном рейда И. И. Зиминым в ночное время сняла грузы с дебаркадера № 113 и доставила их на левый берег. Другие суда были выведены из опасной зоны.
На третьем участке порта во время бомбежки возник пожар, загорелся грузовой дебаркадер, затем огонь перекинулся на другое судно. И. М. Трофимов, шкипер дебаркадера № 120, где размещался речной вокзал, с усилением ветра, дувшего с правого берега в сторону реки, отдал швартовы и открыл стопор якорной цепи. Судно стало сплывать по течению и одновременно дрейфовать к левому берегу. Разорвавшиеся вблизи бомбы не причинили судну большого вреда. Под действием течения и ветра дебаркадер вынесло из опасной зоны к песчаному берегу Голодного острова.
На телефонной станции пароходства взрывной волной выбило окна и двери. Загорелись соседние здания. Но телефонистки Т. Н. Иванова и А. В. Пехтелева продолжали работу у коммутатора, и станция «Река» оставалась в строю. И только когда помещение со всех сторон охватило огнем, связисты во главе с заместителем начальника узла связи А. П. Голубихиным и линейным техником К. И. Лобановым вынесли из горящего здания оборудование, с помощью работников группы теплотехники и ее начальника Т. Ф. Орлова доставили его на причалы и 24 августа переправили на левый берег.
Несмотря на разбитую при налёте линию связи, позже она была организована довольно четко. Заместители начальника Нижне-Волжского пароходства С. И. Везломцев и С. А. Кучкин, заместитель начальника механико-судовой службы пароходства А. М. Назаров, начальник группы теплотехники Т. Ф. Орлов, а также работники оперативной группы наркома А. А. Свиридов и И. С. Краев с участием сотрудников военной комендатуры порта установили личную связь с судами, находившимися на многокилометровом Сталинградском рейде и у левого берега, расставили их по линиям и организовали посадку жителей города и раненых бойцов на правом берегу и прием их на левом.
Под руководством прораба строительного отдела пароходства Г. Д. Белова были дополнительно оборудованы временные причалы на Соляном участке порта, у пристани Камлесосплава и напротив памятника Хользунову.
28 августа 1942 года было принято решение Военного совета Сталинградского фронта об усилении управления военного коменданта водного района и порта Сталинград. Усиливая военную комендатуру Сталинградского порта, Военный совет фронта возложил на нее и большие задачи: установить среди команд судов строжайшую воинскую дисциплину, обеспечить постоянную готовность судов к выполнению воинских перевозок на переправах или к выходу в рейс, уничтожить суда и другие плавсредства при угрозе захвата их противником. Вскоре после усиления военной комендатуры по решению Военного совета фронта было организовано управление начальника передвижения войск на Нижне-Волжском речном пароходстве. Военная комендатура получила возможность более детально заниматься работой флота на переправах. Благодаря этому, а также в результате проявления всем личным составом переправ большого мужества, выдержки, храбрости и готовности к самопожертвованию, военная комендатура и работники речного флота успешно справлялись с постановленными задачами. Помимо мероприятий, которые были проведены командованием по обеспечению перевозок и судоходства, военная комендатура порта Сталинград вместе с работниками пароходства организовала участки и посты наблюдения за воздухом и фарватером. Наблюдателями стали бакенщики и другие работники-речники. Был налажен контроль за соблюдением светомаскировки проходящими судами. Производилось ограждение минированных участков и создание ложных фарватеров в труднопроходимых районах реки путем установки ложных бакенов и их плохой маскировки.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий