Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в библиотечном объективе".
Юрий Лифанов
НЕТИПИЧНЫЙ
Отрывок из рассказа
Сейчас это
трудно представить, но в те времена о которых речь, домашних телефонов не было
даже у некоторых Героев Советского Союза. И Витьке Васильеву, рабкору областной
молодежной, выпало общаться именно с таким. Впрочем, Витька сам его выбрал.
Тогда, полвека
назад, накануне двадцатилетия Победы даже начинающий внештатник мог спокойно
позвонить чуть ли не облвоенкому и, сославшись на задание редакции, попросить
адреса живущих в городе Героев Советского Союза. Было именно так. Витька
позвонил, и его пригласили зайти в любое время.
<…> В
военкомате выдали ящичек с карточками, смотри, мол, сам, выписывай адреса.
Ящичек был длинный, сотни карточек с данными жителей города и сельских районов.
Витька выписал в блокнот несколько фамилий и адресов горожан, практично выбирая
тех, кто живёт поближе, к кому можно быстро доехать на трамвае или троллейбусе.
К тому времени
поездки по городу, узкой саблей изогнутому вдоль Волги на десятки километров,
уже не были такими долгими, когда с Тракторного в Кировский или Красноармейский
районы ехали к родным и знакомым в гости с ночевкой. Теперь с севера до юга и
обратно регулярно ходили электрички и автобусы. Часа в три укладывалась поездка
автобусом в один конец, от края до края. Правда, с пересадками. Долго, конечно.
К тому же вдоль автотрассы или железной дороги по Витькиным представлениям и
смотреть-то было особо не на что: либо голая степь или пустыри, либо серые
заборы. За одними – частные дворы, за другими – блочные новостройки.
Когда в прежние
годы доводилось ехать с матерью пригородным, а позже электричкой, на Судоверфь
к бабушке Мане, Витька не мог понять, отчего, неотрывно глядя в окно вагона на
все эти заборы и подъемные краны, мама чему-то радуется. Нередко вовсе
изумляется – то брови вскинет, глаза распахнет, то головой кивает, вроде с
чем-то соглашаясь. И всегда улыбается. «Ну, что там такого особенного,
интересного? – недоумевал он. – Заборы блеклые, коробки бетонные. Да развалины старых
домов…»
Для него, в ту
пору пацана шести-семи лет, на всем этом пути ожидаемым и запоминающимся было
лишь подворье с белыми каменными шарами у ворот, красной церковью с
неблестевшими куполами и большим домом с узковатыми окнами (мать говорила, что это
усадьба попа). Да еще, вслед за церковью, на другой стороне насыпи в большом
загоне привычно теснились серо-грязной пеной настоящие овцы и коровы. «На
колбасу пригнали», - мрачновато обмолвился как-то пожилой попутчик…
Дальше можно
было и не вглядываться…
<…>
Отрывки этих картин и воспоминаний одолевали Витьку, пока он ехал на встречу с
Героем Советского Союза Иваном Михайловичем Чувалиным, жившим на улице
Академической.
<…> По
номерам было понятно, что дом, где жил Чувалин, расположен ближе к железнодорожному
полотну. Улицу Академическую Витька не раз видел в детстве и отрочестве из окон
пригородного поезда и электрички: неказистые дома да деревья вдоль дороги. Даже
еще не деревья – саженцы худенькие. И как раз вскоре проезжали ту самую церковь
и загон для скота. Но церковь теперь уже плотно закрывали новостройки, а на
месте загона раскинулась спортплощадка с футбольным полем. Деревья на
Академической и в окрестье заметно выросли и в ясный апрельский день уже вовсю
зеленели молодой липковатой листвой…
Источник:
Лифанов, Ю.
Нетипичный / Ю. Лифанов // Отчий край. – 2015. - № 4. – С. 227-233.
Историческая справка об упоминаемых объектах:
Судоверфь – ОАО «Волгоградский судостроительный завод».
Завод основан на
берегу Сарептовского затона 1 октября 1931 года как Красноармейская судостроительная верфь (назван по городу Красноармейск,
вошедшим в черту Сталинграда в 1931 году). В задачи новой верфи входило решение
стратегической задачи обеспечения реки Волги транспортными судами «река—море» для бесперевалочной
перевозки грузов из промышленных объектов, расположенных на Волге, в порты Чёрного, Каспийского, Балтийского и Средиземного морей. Обеспечение каспийского
судоходства морскими судами также вошло в задачи завода.
В 1935 году
построена первая в стране цельносварная бензоналивная баржа «Нева»
грузоподъемностью 4000 т.
В 1940 году,
когда верфь была переименована в завод № 264 Наркомата судостроительной
промышленности (НКСП), на её стапелях стали строить бронекатера проекта 1124.
Примерно тогда же получено задание по производству бронекорпусов и башен Т-34
для расположенного поблизости Сталинградского тракторного завода.
Осенью 1941 на
предприятие, переведённое из НКСП в Наркомат танковой промышленности, было
эвакуировано конструкторское бюро Харьковского тракторного завода и часть его
оборудования.
В период Сталинградской
битвы в 1942 году завод занимался выпуском комплектующих для фронта,
бронекорпусов танков Т-34 для СТЗ, малые танки Т-60 по кооперации с «Красным
Октябрём» и саратовским заводом № 180, корпусов штурмовиков Ил-2, поставлял для
судов Волжской военной флотилии броневые щиты и бронебашни.
С ноября 1965
года — Волгоградский судостроительный завод Министерства судостроительной
промышленности СССР. В 2013 году Волгоградский судостроительный завод был
объявлен банкротом.
Улица Академическая – улица, находящаяся в исторической части города
– Зацарицынском форштадте. До революции называлась улицей Дубовской. В
дореволюционном Царицыне на улице находилась IV женская гимназия (в этом здании позже
находился кинотеатра «Гвардеец», ныне – Волгоградский музыкально-драматический
казачий театр).
Подготовила Марина
Николаевна Урусова
Комментариев нет:
Отправить комментарий