Страницы

Страницы

воскресенье, 25 августа 2019 г.

Ирина Басова "Члены". Глава 13 "Виктор Николаевич Лосев"

Продолжаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "ЦСГБ" "ЛИТЕРА_Град. Волгоград в букве", реализованного в 2018 году. 

Ирина Басова

ЧЛЕНЫ
ГЛАВА 13. ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ ЛОСЕВ


День начался печальной вестью – придя на правление, узнали, что умер художник Виктор Лосев. Его считали городским сумасшедшим. Коренной сталинградец, он годами ходил с этюдником по городу, - сначала златокудрым юношей, потом – странноватым небритым мужчиной с мягкой, виноватой улыбкой, затем – статным седовласым стариком. Он рисовал незатейливые пейзажи, залитые солнцем улицы, зеленые парки, портреты горожан на картонках, альбомных листах, обратной стороне открыток и старых пластинок, так как денег на холст у него не было. Жил он одиноко, не пил, не курил, не женился, на что существовал, толком никто не знал, да и не интересовался.
Маститые художники относились к нему снисходительно, в Союз он вступил только под семьдесят, незадолго до своей смерти, выставлялся мало, не на что было одеть работы.
Всем запомнился случай, когда лет пятнадцать назад всемирная знаменитость, американский художник Рокуэлл Кент, будучи в нашем городе и в сопровождении всего мыслимого начальства проходивший по выставочному залу, вдруг остановился перед этюдами Лосева, висевшими где-то на задворках, пристально посмотрел на них и что-то тихо произнёс. «Вот это художник. Настоящий», - перевела дама из «Интуриста», и все многозначительно закивали. Но случай этот ничего не изменил в судьбе Лосева – он оставался невостребованным и никому не нужным.
И вот теперь Лосев умер. С утра пришла его старуха тетка, Брамс открыл сейф и вынул всю наличность. «Мы соберем по соседям, отдадим, расплатимся», - бормотала старуха.
- Да что там, ладно, берите, тут на всё хватит, - сказал Брамс и сунул деньги в морщинистую ладонь.
- Он наш заступник перед Богом, - сказал на похоронах художник Володя Стрепетов.
Смерть Лосева оказала удивительное воздействие на скульптора Мариэлова. Уже в первый день, когда пришла скорбная весть, Мариэлов, человек абсолютно бесполезный в практических делах, проявил редкостные организаторские способности.


Во-первых, он раздобыл большую фотографию Лосева, обвел траурной рамкой и повесил у входа в выставочный зал.
Во-вторых, сам позвонил на телевидение, волновался:
- Скажите там, что умер большой художник, город будет гордиться, что он у нас жил и работал, - потом, видимо смущенный собственной высокопарностью, советовал редакторам:
- Заведите у себя картотеку Союза под номерами, что б уже чуть чего, сразу - откинулся тридцать пятый, дуба дал сто двадцать шестой.
А главное он первым назвал Лосева гением, что было новаторством для нашего Союза и поступком большого личного мужества для самого Мариэлова, который сразу же стал объектом для насмешек.
На поминках Лосева, которые организовали тут же, на кладбище, Мариэлов выпил стакан водки, занюхал корочкой и сказал:
- Все, ребята, последняя.
И действительно, больше пьяным его никто, нигде и никогда не видел.
Вся последующая жизнь скульптора стала неразрывно связана с увековечиванием памяти В.Н. Лосева.
Он работал над памятником, снимался в фильме о Лосеве, одевал работы Лосева для выставки, писал заметки в газеты, организовывал телепередачи. Отношение к творчеству Лосева стало для него лакмусовой бумажкой. Не признавать Лосева - значило навсегда лишиться Мариэловского расположения. Апогеем деятельности скульптора стала песня о Лосеве, которую он написал сам.
- Может, Мариэлов, выступишь с инициативой Епийск в Лосево переименовать, - предложил Заволжский.
- Обязательно, - ответил Мариэлов, - только надо общественное мнение подготовить. Листовки уже есть - с самолета разбрасывать. Сейчас с Пугачевой веду переговоры. Она будет песню о Лосеве исполнять. С хором.
- Ну давай, Мариэлов, работай, - напутствовал Брамс, - Ты у нас теперь ответственный за связь с потусторонним миром.

Источник:
Басова, И. Члены (Главы из романа) / И. Басова // Ра-Ритет : литературно-публицистический альманах. – Волгоград, 2008. – С. 51-58.

Историческая справка:

Ирина Михайловна Басова (12 октября 1962 – 22 февраля 2017 г.). Преподаватель-историк, искусствовед, первый галерист Волгограда. Хозяйка небольшой арт-галереи на улице Порт-Саида, организатор выставок, автор ряда публикаций о художниках и скульпторах Волгограда. Благодаря ей появилось новое понятие «Волгоградский арт-клондайк».
 
Виктор Николаевич Лосев (1926-1995) – волгоградский художник, известный тем, что творил на улицах города. Особенно художник любил творить в сквере Саши Филиппова, на Аллее Героев и улице Циолковского. К сожалению, после смерти живописца коллекция его работ была частично уничтожена. Большую сложность представляет сбор оставшихся работ, поскольку Лосев часто дарил свои рисунки и картины «моделям». В 2016 году по инициативе Ирины Михайловны Басовой и при её активном участии прошла акция «Извините, вы не видели Лосева?», в которой приняли участие волгоградские художники. Суть акции была в том, что живописцы проводили пленеры на улицах, площадях и в скверах Волгограда. В 2017 году акция превратилась в арт-фестиваль.

Подготовила Марина Николаевна Урусова

Комментариев нет:

Отправить комментарий