Страницы

Страницы

среда, 26 июня 2019 г.

Просветитель и благотворитель. Никита Афанасьевич Бекетов



Прошедший 2018 год был очень плодотворным для библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова. Сотрудники библиотеки принимали участие в ряде сетевых проектов ВМУК "ЦСГБ" (было подготовлено свыше 100 публикаций для флешбука "ЛитераГрад_Волгоград в букве"), в региональных конкурсах. Эта работа оставалась в тени, не попадая на страницы блога. В 2019 году мы стараемся исправить ситуацию и познакомить читателей блога с "пропущенными страницами" своей истории.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию эссе, написанное для регионального конкурса "Моя малая Родина. То, без чего на свете жить нельзя!"

Галина Владимировна Рязанова

Просветитель и благотворитель
(Памятник Н. А. Бекетову)

 В самом центре Кировского района разбит сквер, где возвышаются три мраморных бюста знаменитым людям, жившим в 18, 19 и в 20 вв. Приходишь в него и задумываешься, а чем же знамениты эти люди, запечатленные в камне. Расскажу об одном из них, о Бекетове Никите Афанасьевиче. Кто он, чем знаменит, почему мы о нем помним?!
Подхожу к гранитному монументу… передо мной бюст мужчины: слегка полноватое красивое лицо, волевой подбородок и устремленный взгляд добрых глаз. А внизу гранитная табличка с надписью:
«Генерал-поручик, кавалер ордена Святой Анны I степени, Астраханский губернатор. Никита Афанасьевич Бекетов».
Какое же отношение имеет этот человек к Кировскому району г. Волгограда? Официально район был основан в 1931 году, но коренные кировчане ведут его историю с XVIII века, когда близ града Царицына (входившего тогда в состав Саратовского уезда Российской империи) астраханский губернатор Никита Афанасьевич Бекетов заложил имение Отрада. Позднее имя Бекетова легло в основу названия населенного пункта, долгое время считавшегося центром Кировского района.
Поэт И. И. Дмитриев так писал о Бекетове:
Воспитанник любви и счастия богини,
Он сердца своего от них не развратил;
Других обогащал, а сам, как стоик жил
И умер посреди безмолвные пустыни!
Первые страницы истории района можно было бы сравнить с письменами на песке. Безлюдные степи окружали Отраду. Поэтому имение астраханского губернатора воспринималось, как оазис в пустыне. Красота этой деревеньки вошла в историю – сам Емельян Пугачёв, направляясь с войском в Астрахань, не посмел разорить её, оценив усилия Бекетова по созданию райского уголка в безлюдной пустыне. Без сомнения, уже одно это может говорить о неординарности основателя Кировского района.

Никита Афанасьевич Бекетов остался в памяти потомков жестоким подавителем восстаний калмыков и пугачёвского мятежа, правителем, укрепившим южные рубежи России за счёт создания Енотаевской и других крепостей, а также поэтом, и… баловнем судьбы.
Впрочем, баловнем его, вряд ли, можно назвать. Его жизнь шла не по прямой и накатанной линии – были взлёты и падения. К таким, как Бекетов, хорошо подходит поговорка про то, что «везёт тому, кто сам себя везёт».
В юности воспитанник Сухопутного шляхетского корпуса Никита Бекетов внезапно стал фаворитом императрицы Елизаветы Петровны. Как писал в книге «Знаменитые россияне XVIII - XIX веков: Биографии и портреты» великий князь Николай Михайлович (переиздана в 1996 году), «Бекетов, отличавшийся нежным цветом лица и красотой, исполнял в них [театральных постановках] женские роли. Посетив однажды такой спектакль, Елизавета Петровна, пройдя на сцену до начала представления, нашла там Бекетова, спящим между декорациями. Пораженная его девической красотой, она велела опустить занавес и играть музыке, а сама осталась на сцене. В тот же вечер Бекетов был произведен в сержанты, а в последующие спектакли императрица всегда приезжала одевать его в женское платье. В 1750 году Бекетов произведен в поручики, в 1751 – в премьер-майоры и назначен адъютантом к графу А. Г. Разумовскому. Молодой, 20-летний фаворит, «возгордился, начал представлять из себя вельможу и принимать других вельмож и старых придворных в шлафроке».
Но в фаворитах он проходил недолго. Говорили, что своим падением Бекетов был обязан графам Шуваловым, которые сначала передали для юного красавца флакон с мазями, уверяя, что они сохраняют нежность лица, а потом обратили внимание Елизаветы на появившиеся прыщи, сопроводив это намёком на безнравственное поведение Бекетова (распевание песен собственного сочинения вместе с актёрами).
Спустившись с небес на землю, Никита Афанасьевич с жаром «навалился» на военную карьеру. Командовал 4-м Гренадерским полком во время битвы под Грос-Егерсдорфе и Цорндорфе, попал в прусский плен и пробыл там два года. Вернулся на родину и долго был не у дел. Потом получил назначение на должность губернатора Астраханской губернии. Именно на этом поприще проявились недюжинные способности Бекетова.
Большая часть деяний Никиты Афанасьевича связана с Астраханским краем и его имением Черепаха. Отрада была вторым имением губернатора, в котором он проводил значительно меньше времени. Тем не менее, благодаря ему наши края стали местом паломничества знати и духовенства, местом благословенным – ухоженным и облагороженным. В Отраде успешно развивалось виноградарство, работала бесшумная мельница, производилось горчичное масло. Бекетов отправлял свою продукцию на Императорскую выставку в Санкт-Петербург и получал за неё медали.
Возвеличение Отрады началось после открытия в степях источника минеральных вод, который вскоре получил название Екатерининского. Его смело можно назвать первым курортом Российской империи. Судя по мемуарам современников Бекетова и сохранившейся переписке, в Отраду прибывали князья, графы, митрополиты… Для них неподалёку от имения были построены гостевые домики, где жизнь шла так разгульно и беспечно, что население прозвало это место Весёлой Балкой.
Приближаясь к смертному одру, Никита Афанасьевич Бекетов позаботился об увековечивании своей памяти – построил домовую церковь, посвящённую его небесному покровителю. В изменённом виде (с пристройкой) храм сохранился до нашего времени и известен как храм Святого Никиты Исповедника.

Вглядываюсь в лицо на памятнике Никите Бекетову и слегка жалею о том, что ушли в прошлое те времена, что не сохранилось ни литографии, ни рисунков Отрады, и теперь уже никто не может рассказать, как выглядел фонтан, где находилась мельница…
Время стирает следы человека на Земле. А память людская о нём – вечна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий