Продолжаем знакомить с материалами, подготовленными сотрудниками библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова для сетевого проекта ВМУК "Централизованная система городских библиотек г. Волгограда" "Волгоград в библиотечном объективе".
СИБИРЬ – ГОРА
В
центре Волгограда в заполотновской части города на улице Невская № 3 сохранился
маленький островок старого Царицына. Красивый ухоженный бывший купеческий особняк.
В нем размещается банк «Кор», построен до революции и чудом уцелевший после
Сталинградской битвы. Является памятником архитектуры и градостроительства 19
века.
В
конце 19 начале 20 века бурно началась застройка заполотновской части Царицына,
или, как ее называли тогда, Сибирь-горы. Она размещалась от полотна Грязе –
Царицынской железной дороги до сегодняшней Каспийской улицы, между рекой
Царицей и Долгим оврагом. Соединялся этот район с центром (с «Преображенским
форштадтом») путем «перекидного» металлического моста через железную дорогу
около вокзала «Царицын-1» и переходов под железной дорогой в районе Ленской,
Спасской и Кубанской улиц.
Главной
осью заполотновского района была улица Невская, которая прошла по историческому
валу – крупнейшему в свое время фортификационному сооружению. По указу Петра I в 1718-1720 годы линия
протяженностью 60
километров была сооружена от Царицына до Паньшина. Она
состояла из глубокого рва и вала высотой 12 метров с деревянными
палисадами, с двадцатью тремя форпостами и пятью земляными крепостями. Остатки
этой линии в виде земляного полотна и до сих пор видны на проспекте Жукова и в
степи за городом.
Невская
улица начиналась небольшой привокзальной площадью возле железной дороги и
заканчивалась Каспийской улицей, далее шла дорога на Москву. Это была торговая
улица, в основном, застроенная двухэтажными купеческими домами, в первых этажах
которых размещались лавки, а в подвалах – продовольственные склады. Остальные
улицы: Ленская, Енисейская, Кубанская, Печерская, Волховская, Двинская,
Днестровская, Днепровская, Уральская, Свирская и другие, параллельные Невской
носили названия русских рек. Параллельные железной дороге улицы Сибирь - горы
были названы именами озер и морей: Каспийская, Черноморская, Аральская,
Балтийская, Онежская, Ладождская, Байкальская. Теперешняя улица Балонина в то
время называлась Волжской, поскольку была, а ее застройка из кирпичных домов
вместе с естественным рельефом довольно выдержанный силуэт со стороны железной
дороги.
На
углу Ладожской и Невской в начале 19 века построили Илиодоров монастырь
(Свято-Духов). Если сейчас совершить прогулку по улице Рокоссовского, то мы
увидим современные здания, возведенные на его фундаментах. Углы монастыря
образовали в свое время трехэтажные здания келий с башнями, которые были видны
со всех точек Царицына, а во дворе возвышалась церковь с белокаменной
колокольней. Между Двинской и Днестровской улицами возвышалась Сергиевская
церковь с большим зеленым массивом, обнесенныи кирпичным забором с литыми
чугунными решетками. Здесь же размещался Сенной базар, где кроме сена,
торговали различными продуктами.
Здание
Сергиевской церкви в послевоенное время занимал шиноремонтный завод, а теперь
эта территория застроена жилыми домами, во дворах которых можно найти мощные
старые фундаменты. Уникальным объектом заполотновского района была армянская
церковь, построенного из серого туфа, специально привезенного из Армении. В
тридцатые годы там, где стояла церковь, возведена колоннада входа на стадион
«Динамо». Он построен одним из первых в довоенном Сталинграде и был самым
популярным в те годы.
Просматриваются
строения так называемых «винных складов». Теперь это ликероводочный завод. И
сейчас еще можно обозреть весь комплекс этого сооружения. И основное
производство, и склады, и жилой дом – все выполнено из красного кирпича в едином
стиле. На старинных открытках сохранилось изображение «Казенный винный склад №
2». Здание сохранилось до наших дней по улице Пархоменко № 1, до революции
(Донская). Назначения здания за прошедшие столетия не изменилось, входит в
комплекс ликероводочного завода. Здание построено в 1889 году. На фасаде – два
стилизованных изображения колоса. Строительство казенных винных складов было
заметным проектом для Царицына. Строились не только производственные помещения,
но и жилые дома для работников по соседству. Масштаб для тех лет был очень
велик – на складе работало 150 человек. Главным заведующим был И.М.
Слесорайтис, в 1911 году его сменил И.М. Костылев. Здание склада в современном
Волгограде сохранилось хорошо. Хотя к зданию сделано ряд существенных пристроек.
В
соответствии с генеральным планом при застройке этого района между Ангарской
улицей и левым берегом Царицы разместили сначала городскую тюрьму, далее
кладбище и еще дальше – городскую больницу. Кладбище закрылось еще в тридцатые
годы, а корпуса старой застройки на территории тюрьмы и больницы, ставшей
областной сохранились. В районе исторического вала в начале века был построен
кирпичный завод, который работал до начала Сталинградской битвы. Было в районе
еще несколько мельниц и маслобоек, и весь заполотновский район считался чисто
селитебной зоной Царицына.
В
первую мировую войну начато строительство казарм. Которые вскоре назвали
«Красными казармами, они сохранились до наших дней. Но почему-то в настоящее
время казармы выкрашены в светлый тон. В тридцатые годы за пределами жилой
застройки были сооружены аэродром и кварталы для работников. Несколько домов
сохранились до нашего времени на Новодвинской улице. Это типичные дома
двух-трехсекционные, какие строили в период конструктивизма. Здесь было кольцо
трамвая № 10, и заканчивался город. Излюбленным местом отдыха жителей
заполотновской части и самого Царицына был Федоровский сад с его живительными
родниками и уникальным фруктовым садом. Сейчас от него почти ничего не осталось.
А вокруг этого сада располагались бахчи. Отсюда в обе столицы – Москву и
Петербург отправляли дыни весом до шести килограммов.
Заполотновский
район он и сейчас пока сохраняет исторически сложившую планировочную структуру.
Он самый чистый и самый красивый, поскольку занимает самое высокое положение
над всем городом. Но самый бедный в историка - архитектурном плане, так как на
его территории шли ожесточенные бои во время Сталинградской битвы. Все, что
сегодня можно видеть на территории бывшей Сибирь - горы, построено после войны.
Источник:
Жорова, Евгения. Сибирь-гора
/ Е. Жорова // Отчий край. - 2000. - № 4. - С. 101-104.
Подготовила
Наиля Сабитовна Якимович
Фотографии
автора статьи
Комментариев нет:
Отправить комментарий