Страницы

Страницы

среда, 6 марта 2019 г.

Василий Лапшин - царицынский меценат

ВМУК "Централизованная система городских библиотек г. Волгограда" в декабре 2018 года запустила новый сетевой проект - флешбук "Волгоград в библиотечном объективе", в котором библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова приняла активное и живое участие. 
Начинаем знакомить читателей блога с материалами, подготовленными сотрудниками нашей библиотеки для общего проекта.

ВАСИЛИЙ ЛАПШИН - ЦАРИЦЫНСКИЙ МЕЦЕНАТ

 В 2016 году в Кировском районе Волгограда на улице Кирова  на площадке перед церковью Параскевы Пятницы был открыт сквер Доблести и Славы. В сквере Доблести и Славы  установлены памятные бюсты Лапшину Василию Федоровичу и Бекетову Никите Афанасьевичу - историческим личностям, которые много сделали как для развития части Царицына, ставшей в наше время Кировским районом города, так и для всего города.  Впервые в истории Сталинграда – Волгограда на улицах города появились памятники  знаменитым жителям Царицына. В городе найдется немало людей с весьма распространенными, но при этом не теряющими своего благородного звучания фамилиями Репниковы, Лапшины, Воронины. Многие ли из этих людей знают, какую роль в истории родного города сыграли в прошлом веке их однофамильцы, а может быть, даже их далекие предки. Помним ли мы их, знаменитых людей дореволюционного Царицына, на плечи которых легли все тяготы становления, развития и процветания города? Обрывочные сведения, доходящие из краеведческой литературы сквозь призму марксистско-ленинских учений, лишь капля в море. 
А между тем земля наша была богата на людей талантливых, незаурядных с деловыми качествами, заслуживших всенародное признание и любовь. К концу Х1Х века в Царицыне потомственных почетных граждан и купцов насчитывалось 115 человек. Наш рассказ об одном из них. Лапшин Василий Федорович купец первой гильдии, гласный городской думы владелец заводов, меценат. По книгам его разрисовывали как самого жадного.  Все источники приводят пример, как Лапшин за игрой в карты уронил монету и, пока искал ее, один из игроков светил ему подожженной купюрой. Но ни одна книга не приводит слов, сказанных самим Лапшиным: «Я деньги не прожигаю, я их зарабатываю». 

Лапшин был очень строг к себе и к родственникам. Ценил свое время, присутствовал только на тех заседаниях думы, где обсуждались или технические вопросы, или меценатство. Пустые разговоры были не для него. Одевался Лапшин скромно, из дорогих вещей носил только золотые карманные часы. Из скромности, видимо, отказался от налоговых льгот, предоставленных ему дворянским званием. Состояние Лапшина оценить трудно. Известно, что особняк его располагался на том месте, где сейчас стоит Главпочтамт. На входе с угла сражали великолепием большие стеклянные двери. Однако внутреннее убранство, как и жизнь обитателей дома, не блистала роскошью. Было только самое необходимое. После революции в здание вселился суд, подзащитные, присяжные и судьи  продолжали сидеть все в тех же креслах, за теми же столами, что и прежние обитатели особняка. А в войну дом сгорел. Если на дом Лапшина нам остается смотреть только на архивных снимках, то знаменитые лапшинские пароходы видел каждый волгоградец. Один из них даже запечатлен на кинопленке. «Жестокий романс» по «Бесприданнице» Островского увековечил память о нашем меценате и его состоянии. Именно на палубе парохода, некогда входившего во флотилию Лапшина, развивались трагические события киноленты. Вообще его судна еще долго служили людям. Потомкам Лапшина не достались ни его лесопилки, ни кондитерская, ни пароходы. Зато последующие поколения унаследовали от Василия Федоровича то, что не могла ни отобрать, ни национализировать никакая власть – порядочность, добросовестное отношение к работе и людям. Последние годы Лапшина также овеяны легендой. По одной из них, рабочим удалось спасти бывшего владельца предприятий с печально известной баржи, чем помогли избежать расстрела. Свой покой он обрел в доме одного из родственников. Имя Василия Федоровича Лапшина сохранилось в истории и связано, говоря современным языком, с социальными объектами: храмом, садом. О других владельцах даже крупных лесозаводов остались скупые строчки фамилий.
Источник:
Кировский район Сталинграда – Волгограда: прошлое и настоящее / авт.-cост. Е.Г. Филонич.- Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2014.-192 с. 

Подготовила Наиля Сабитовна Якимович
Фотографии автора статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий