Комната
казачьего быта при библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова создана в 2002
году усилиями сотрудников и читателей библиотеки, которым хотелось видеть в
Волгограде «уголок Дона». За шестнадцать лет коллекция музейной комнаты
пополнилась новыми экспонатами, стала местом проведения многочисленных
экскурсий, посвященных культуре донского казачества.
10 октября в
Комнате казачьего быта прошла экскурсия «Казачье ателье», участниками которой
стали посетители библиотеки.
Дон, земля
донская, донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед твоим взором встанут
ковыльные степи, Дон-батюшка. Славные образы Ермака, Платова, Разина, Крюкова,
Шолохова, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и
Россия. Века пролетали, время ушло, но осталась память потомков. Вспоминая
историю донскую интересно заглянуть в глубь столетий, давно ушедших, и век за
веком проследить многопластовую и многогранную историю донского казачества,
чтобы увидеть, чем занимались, какую культуру создали за века прошедшие. Интересной и своеобразной являлась бытовая
жизнь донских казаков. Особенно наглядно обычаи и обряды донцов можно наблюдать в праздники.
Лишь наступал праздничный день, уже с утра на улицах донской станицы толпился
празднично разодетый люд.
Женский
костюм – это целый мир. Но только каждое войско, каждая станица и даже каждый
казачий род имели особый наряд, который отличался от иных. Если не совершенно,
то деталями. Замужняя женщина или невеста. Какого она рода и даже, сколько у женщины детей. Чем дальше в
глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать
человека от жары и холода, от непогоды. Но и
от злых сил, быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в
фабричного пошива городской одежде наших бабушек это можно прочитать. В
средневековье костюм был открытой книгой. Казачий женский костюм прошлого резко
отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был
тюркским. Казачки носили шаровары. На
Нижнем Дону и на Кавказе – широкие. На
Среднем, Верхнем Дону и на Яике – узкие, похожие на брюки дудочки. Носили также
юбку – плахту. Мужского покроя сорочку и кафтан – казакин или чапан. Голову
покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми
киками, тюрбанами, «корабликами».
Со временем
костюм казачек Нижнего Дона изменился. Нижний
Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень
близкое по покрою татарскому и кавказскому, так называемый кубелек (тюркский
мотылек) действительно напоминает раскрытые крылья бабочки. Характерно и обилие
кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были
знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки – оберег от злых
духов. Поэтому когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно,
Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали заново. Особенностью казачьего женского костюма были
головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки
носили кружевные платки. А в 19 веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого
слова «файн» - прекрасный) «наколки и токи». Носились они в полном соответствии
с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась на людях без
файшонки или наколки. Девушка не
покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили
кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так же немыслимо, как появление строевого казака
без фуражки или папахи. Мужчины – казаки
были обязаны носить мундир и ничего, кроме него, строевым казакам носить не
дозволялось.
Наглядный
экскурс в комнате казачьего быта проходит всегда интересно. Читатели задают
вопросы по предметам казачьего быта, подростки некоторые предметы не видели в
своей жизни. Старшее поколение начинает вспоминать, какая хата была у казачек-бабушек
в станице, и какой кухонной утварью они пользовались. Наша экскурсия рассчитана
на широкий круг читателей.
Приглашаем в
библиотеку-филиал № 17 им. М. А. Шолохова всех желающих приобщиться к истории
донского казачества.
Комментариев нет:
Отправить комментарий