Страницы

Страницы

пятница, 12 октября 2018 г.

Экскурсия в казачье ателье



Комната казачьего быта при библиотеке-филиале № 17 им. М. А. Шолохова создана в 2002 году усилиями сотрудников и читателей библиотеки, которым хотелось видеть в Волгограде «уголок Дона». За шестнадцать лет коллекция музейной комнаты пополнилась новыми экспонатами, стала местом проведения многочисленных экскурсий, посвященных культуре донского казачества.
10 октября в Комнате казачьего быта прошла экскурсия «Казачье ателье», участниками которой стали посетители библиотеки.
Дон, земля донская, донские казаки… Произнесешь эти слова, и перед твоим взором встанут ковыльные степи, Дон-батюшка. Славные образы Ермака, Платова, Разина, Крюкова, Шолохова, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены Дон и Россия. Века пролетали, время ушло, но осталась память потомков. Вспоминая историю донскую интересно заглянуть в глубь столетий, давно ушедших, и век за веком проследить многопластовую и многогранную историю донского казачества, чтобы увидеть, чем занимались, какую культуру создали за века прошедшие. Интересной и своеобразной являлась бытовая жизнь донских казаков. Особенно наглядно обычаи  и обряды донцов можно наблюдать в праздники. Лишь наступал праздничный день, уже с утра на улицах донской станицы толпился празднично разодетый люд.
Женский костюм – это целый мир. Но только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных. Если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или невеста. Какого она рода и  даже, сколько у женщины детей. Чем дальше в глубь веков, тем отчетливее видно назначение одежды: не только оберегать человека от жары и холода, от непогоды. Но и  от злых сил, быть паспортом и визитной карточкой одновременно. Даже в фабричного пошива городской одежде наших бабушек это можно прочитать. В средневековье костюм был открытой книгой. Казачий женский костюм прошлого резко отличался от других женских костюмов России, потому что в основе своей был тюркским. Казачки  носили шаровары. На Нижнем Дону и на Кавказе –  широкие. На Среднем, Верхнем Дону и на Яике – узкие, похожие на брюки дудочки. Носили также юбку – плахту. Мужского покроя сорочку и кафтан – казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми киками, тюрбанами, «корабликами». 

Со временем костюм казачек Нижнего Дона изменился. Нижний Дон предпочитает видеть на казачках цветное платье, но не пестрое. Платье очень близкое по покрою  татарскому и  кавказскому, так называемый кубелек (тюркский мотылек) действительно напоминает раскрытые крылья бабочки. Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки – оберег от злых духов. Поэтому когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно, Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали заново. Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки. А в 19 веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова «файн» - прекрасный) «наколки и токи». Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась на людях без файшонки  или наколки. Девушка не покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях было так  же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.  Мужчины – казаки были обязаны носить мундир и ничего, кроме него, строевым казакам носить не дозволялось.
Наглядный экскурс в комнате казачьего быта проходит всегда интересно. Читатели задают вопросы по предметам казачьего быта, подростки некоторые предметы не видели в своей жизни. Старшее поколение начинает вспоминать, какая хата была у казачек-бабушек в станице, и какой кухонной утварью они пользовались. Наша экскурсия рассчитана на широкий круг читателей.
Приглашаем в библиотеку-филиал № 17 им. М. А. Шолохова всех желающих приобщиться к истории донского казачества.

Наш адрес: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Автор-составитель: Якимович Н.С.

Комментариев нет:

Отправить комментарий