6 июня в России отмечается
Пушкинский день, во время которого проходят праздничные мероприятия,
посвященные Александру Сергеевичу Пушкину.
Пушкин – это имя входит в жизнь
каждого в детстве. И невозможно выкинуть его из головы, попрощаться с поэтом
навсегда. Его стихи сопровождают нас от младенчества до смерти, возникая в
памяти непроизвольно.
И всё же важно не упустить тот
момент, когда человек наиболее восприимчив к поэтическому слову, поэтому стихи
и сказки Пушкина нужно читать в первую очередь детям.
В Пушкинский день в библиотеке-филиале № 17
им. М. А. Шолохова прошла беседа-рассказ «Волшебным росчерком пера»,
посвященная рисункам А. С. Пушкина и Н. Рушевой, на которую пришли ребята из
пришкольного лагеря «Раздолье» (МОУ СШ № 110).
Встреча началась у
выставки-экспозиции, где речь зашла о биографии А. С. Пушкина, его семье.
Ребята с интересом рассматривали портреты Сергея Львовича и Надежды Осиповны
Пушкиных, Николая Сергеевича и Натальи Николаевны Гончаровых вместе с юной
Натали Гончаровой, галерею портретов детей Пушкина и Гончаровой, которых поэт
называл одним именем «Сашка-Машка-Гришка-Наташка». М. Н. Урусова рассказала о
лицейских годах поэта и выяснила, что дети кое-что знают о жизни поэта –
«Пушкин погиб на дуэли».
Далее ребятам было предложено
вспомнить сказки Александра Сергеевича, и началась викторина, во время которой
они активно работали – тянули руки, кричали ответы с места, споря, что получил
Балда за работу, где сидел Золотой Петушок, с кем никогда не сражался Руслан. В
качестве ответов дети получали отрывки из мультфильмов, снятых по сказкам
Пушкина.
Отметив, что поэтический дар был
не единственным даром Александра Сергеевича, Марина Николаевна рассказала о
рисунках поэта, которые он делал на полях рукописей, и показала презентацию
«Рисунки А. С. Пушкина». Она обратила их внимание на то, что рисунки и строчки
стихов переплетаются в единое целое, предположив, что Александр Сергеевич,
наверное, так и видел мир – перед его глазами строчки выплывали над рисунками
или наоборот, рисунки перекрывал строки стихов, поэтому, возможно, если бы он больше уделял внимания рисованию, мы говорили бы уже не о великом поэте, а о великом художнике Александре Сергеевиче Пушкине.
Она рассказала, что, если бы
Пушкин был жив, наверное, мы с удовольствием смотрели бы песочные анимации,
сделанные им. Он, по воспоминаниям современников, прямо у них на глазах нарисовал
портрет общей знакомой – Крупянской, потом пририсовал ей кудри, и получился он
сам, затем «накинул» на голову чепчик – и снова все увидели Крупянскую!
По мере
того, как появлялись на экране рисунки Пушкина, ведущая рассказывала о том, что
с ними связано. Особенно ребят заинтересовал рисунок поэта на коне с пикой в
руке – этот автопортрет Пушкин сделал после стычки с турками, в которой он
лично участвовал. Они узнали, что поэт был дружен с донскими казаками и бывал
на Дону, свидетельством чего можно считать его стихотворение «Дон».
Ребят ждало
лёгкое потрясение, когда Марина Николаевна сказала, что до сих пор никто не
смог достаточно точно скопировать манеру рисунка Пушкина, но был один человек,
который очень к ней приблизился – юная художница Надя Рушева. Её работы иногда
путают с пушкинскими. Детям были показаны отрывки из телепередачи «Цвета
времени» (канал «Культура»), посвящённые юной художнице и её пушкинским
рисункам (в том числе и на снегу). А потом настало время игры «Пушкин или
Рушева», во время которой ребята должны были угадать авторство рисунков. Голосование
за каждый рисунок шло азартное с криками радости угадавших и расстроенными
возгласами тех, кто ошибся. Ошибок было немного, хотя иногда они принимали
рисунки Рушевой за пушкинские. Выяснилось, что ребята внимательно слушали
рассказ, потому что глядя на работы Нади Рушевой с изображением семьи Пушкина,
кто-то спрашивал почему нарисовано три ребёнка, если их было четверо, кто-то
опознавал пушкинскую руку по пробивающимся из-за рисунка строчкам…
В завершение встречи Марина Николаевна
показала детям издание пушкинских стихов, выпущенное в 1943 году, заметив, что
поэт во время войны воевал, потому что сборник полон стихов о России и её
славных защитниках, поэтому он настраивал солдат на битву, внушал надежду на
победу.
- Пушкину нельзя сказать «До
свидания!» или «Прощай!». Посмотрите на нашу выставку – сколько там книг. И это
далеко не всё. В биографии поэта и его творчестве очень много интересного.
Можно легко уйти в пушкинскую тему на всю жизнь. Надеюсь, вы так и сделаете –
будете читать, смотреть фильмы о поэте. И каждый раз, открывая что-то новое для
себя, говорить: «Здравствуйте, Пушкин! Теперь я знаю вас совсем другим, не таким,
каким знал(а) раньше!», - завершая рассказ о поэте, сказала Марина Николаевна и
предложила посмотреть клип на песню Лидии Кузьмичевой «Здравствуйте, Пушкин!»
Воспитатели и дети поблагодарили Марину
Николаевну за интересный рассказ. Расходились не сразу. Некоторые дети
подбегали, чтобы поблагодарить ведущую и тихо, не для зрителей, прочитать ей
стихи Александра Сергеевича, которые они помнят.
Комментариев нет:
Отправить комментарий