Страницы

Страницы

пятница, 30 декабря 2016 г.

Тамерлан: Эпоха. Личность. Деяния



 2016-й год был годом 680-летнего юбилея со дня рождения великого правителя и завоевателя прошлого - Тимура-Тамерлана. Этого человека считали олицетворением Бога Войны. Фигура противоречивая, загадочная. О нём написаны сотни книг, но тайны Тамерлана так и остаются тайнами.
Нам хочется представить одну книгу о Тимуре из нашего фонда, которая позволит взглянуть на него с необычной стороны, узнать много нового.

ТАМЕРЛАН: Эпоха. Личность. Деяния / сост., обр. и подг. текста Р. Рахманалиева. - Москва, 1992. - 544 с.
 
Тамерлан (Тимур), полководец, государственный деятель, - ярчайшая, но неисследованная звезда в созвездии великих личностей XIV—ХV веков. Легенды, общепринятые мнения, устоявшиеся суждения, незыблемые догмы, наслаивались одни на другие, создали искусственные преграды, затруднившие доступ к живой ткани исторического процесса. Книга, представленная уникальными источниками о жизни и деятельности Тамерлана, составлена с необходимой полнотой и обстоятельностью, что способствует глубинному изучению белых пятен в истории Востока. При подготовке издания составителю удалось отойти от марксистской ортодоксальности. Составитель также стремился к наибольшему сохранению стилистических особенностей источников, однако произведена необходимая адаптация. Настоящая книга своего рода Terra incognita для вас, дорогой читатель, - так познавайте, проникайтесь и вы получите истинное наслаждение.

Сборник «Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяние» интересен тем, что в нём приводится огромное количество малоизвестных данных о великом завоевателе древности. В нашем рассказе мы решили не концентрировать внимание на сражениях и военных походах, а остановиться на тех моментах, на которые редко обращают внимание историки, рассказывая об этом историческом персонаже.
Чем славится правитель? Своими законами, решениями, распоряжениями. Что важно в личности полководца такого уровня? Его умение организовать свою армию, его тактика ведения боёв. Всё это можно найти на страницах сборника. Например, приводится свод правил, которыми пользовался Тамерлан. Среди них: «Правила раздачи литавр и знамён», «Правила обмундирования и вооружения», «Постановления для лиц, являющихся на аудиенции и собрания в мирное и военное время», «Служебные обязанности визирей», «Постановления, которыми нужно руководствоваться при завоевании государств», «Постановления для управления государством», «Постановления для поддержания сношений и получения сведений о состоянии государств, областей, народа и армии», «Постановления для содержания гробниц святых н поборников веры», «Постановление для сбора доходов и контрибуций с народа; порядок и благоустройство государства; культура и народонаселение; безопасность и полиция в провинциях», «Порядок битвы для моих победоносных армий» и многое другое. 

Тамерлан был выдающимся государственным деятелем, который предусмотрел практически всё – сколько охранников должно сторожить дворец, кто может иметь свои литавры и знамя, сколько воинов должно жить в одной палатке, как надо ухаживать за могилами святых, кого поощрять в только что завоёванном государстве…
Армия Тамерлана, как известно, подчинялась строгой дисциплине. Это было бы невозможно, если бы не существовали чёткие правила, которые нужно было исполнять. Представление о них можно получить из цитат сохранившихся документов. Вот как Тимур видел снаряжение своих воинов: ««Я установил, чтобы в военное время простые солдаты получали одну палатку на восемнадцать человек; каждый должен вести две лошади, он должен быть снабжен луком, колчаном, шпагой, пилой, шилом, мешком, рогожною или нулевою иглою, топором, десятью иглами и кожаным ранцем. Избранные же воины должны помещаться по пяти в одной палатке и каждый должен иметь каску, броню, шпагу, луг, колчан и количество лошадей, предписанное указом. Каждый унбаши помещается в отдельной палатке и вооружен кольчугой, шпагой, луком, колчаном; за ним должны следовать пять лошадей.
Юзбаши может вести за собой девять лошадей, иметь отдельную палатку, оружие, состоящее из шпаги, лука, колчана, палицы, булавы, кольчуги и брони. Каждый минбаши может иметь кроме палатки тент и множества всевозможного оружия, как-то: кольчуг, касок, броней, копий, шпаг, колчанов и стрел».
Интересны также указания из «Постановления относительно ведения войны, производства атак и отступлений, порядка в битвах и при поражении войск»: «Если численность неприятельской армии не превышает 12 000 всадников, то войну может вести главнокомандующий с 12 000 воинов, набранных из орд и племен, с соответственным числом минбашей, узбашей и унбашей. Приблизившись к неприятелю на расстояние одного дня, он должен мне дать о себе известие. Я приказал разделить эти 12 000 всадников на 9 дивизий следующим образом: главный отряд - одна дивизия. Правое крыло - три дивизии. Левое крыло - три дивизии. Авангард -одна дивизия и его прикрытие - другая дивизия. Правое крыло должно состоять из авангарда и правой и левой дивизий. Левое крыло точно так же имеет свой авангард и свои две дивизии. При выборе места для битвы предводитель должен иметь в виду четыре условия: 1) Близость воды. 2) Удобство размещения всего войска. 3) Выгоду положения, при котором можно было бы иметь в виду всё неприятельское войско. Особенно надобно избегать, чтобы солнце не светило прямо в лицо и чтобы оно пе ослепляло солдат. 4) Поле битвы должно быть обширно и ровно. Накануне битвы предводитель должен построить свои ряды по намеченному плану; раз построенное в боевой порядок войско должно продвигаться вперед, не поворачивая лошадей ни в какую сторону и не уклоняясь ни вправо, ни влево. Как только воины завидят неприятеля, они должны издать боевой клик: «Велик БОГ!» Если главный инспектор армии заметит, что предводитель войск не исполняет своих обязанностей, он может заменить его другим, сообщив офицерам и солдатам данное ему много полномочие. Предводитель совместно с главным инспектором армии должен осведомиться о численности неприятеля, сравнить его оружие с вооружением своих солдат и его офицеров со своими, чтобы сообразить, в чем его силы слабее неприятельских, и пополнить недостатки. Внимательно следи за всеми движениями своих отрядов, он наблюдает, подвигаются ли они медленно и стройно или бегут в беспорядке. Он должен хорошо различать действия противников, нападают ли они всеми своими силами или же производят атаки отдельными отрядами. Главное искусство состоит в том, чтобы уловить момент, когда неприятель приготовляется к нападению или к отступлению, затевает ли он новый план атаки или же придерживается прежнего. В этом последнем случае солдаты должны выдержать стойко натиск, потому что храбрость есть не что иное, как терпение в момент опасности. Пока неприятель не начнет дела, не следует выступать ему навстречу, но лишь только он сделает шаг вперед, нужно направить соответственно движение всех своих девяти дивизий».
Помимо «Постановления относительно ведения войны, производства атак и отступлений, порядка в битвах и при поражении войск» существовал также «Порядок битвы для моих победоносных армий», в котором говорилось: «Если неприятельская армия превышает двенадцать тысяч человек, не достигая, однако, сорока тысяч, то командование может быть поручено одному из моих благополучных сыновей с назначением под его начальство двух главных и нескольких простых офицеров с отрядами в сто человек, в 10 тысяч человек и ордами, так чтобы численность всей армии простиралась до 40 тысяч. Мои непобедимые войска должны постоянно думать о том, что я лично присутствую, чтобы не уклоняться от правил благоразумия и храбрости. Я приказал, чтобы, когда мою кибитку, как счастливое предзнаменование, отправят вперед, то ее эскортировали 12 отрядов, предводительствуемых начальниками племен; они должны правильно маневрировать, не упуская из виду 12 правил, которые я предписал для установления порядка битвы, для разрыва передовых линий и, наконец, для атак и отступлений».
Известно, что Тамерлан создал империю, простиравшуюся от Тихого океана до Чёрного моря. Удержать такую большую территорию было бы немыслимо без продуманной колониальной политики. О ней можно судить по «Постановлениям по управлением государством»: «В каждую область я назначил трех министров. Первый был для народа. Он вел точный и верный счет податям, уплачиваемым подданными, донося мне о сумме их с объяснением, по какому праву и под каким наименованием они были взимаемы. Второй был для солдат. Он вел счет сумм, им уплаченных, и тех, которые им еще следовало получить. Третий наблюдал за собственностью отсутствующих и странствующих, над полями, покинутыми на волю ветра. С согласия судьбы и представителя духовной власти в руки этого визиря переходили имения сумасшедших, неизвестных наследников и преступников, лишенных прав законом. Имущества умерших переходили к законным наследникам; если же законных не оказывалось, зги имущества обращались на богоугодные заведения или же отсылались в Мекку». Как правило, «оккупационный режим» не держится долго, потому что завоеватели рассматривают жителей покорённой страны, как лиц «второго сорта». Тимур придерживался совершенно другой тактики: «В государстве, вновь подчиненном моей власти, я оказывал почет тем, которые были того достойны; я обращался с величайшим уважением и почтением с потомками Пророка, учителями закона, учеными и старцами, н назначал им жалованье, пенсии; вельможи этой страны становились как бы моими братьями, а сироты и бедные - моими детьми. Армия покоренной страны входила в состав моей армии, и я старался привлечь любовь народа. Тем не менее я держал всегда своих подданных между страхом и надеждой. С добрыми, к какой бы национальности они ни принадлежали, я обходился с добротою, но злые и изменники изгонялись из моего государства. Я удерживал людей трусливых и низких в положении, которое им соответствовало, не допуская их возвышениям за известные границы. Я расточал почести и отличия вельможам и знати. Врата справедливости были открыты во всех подвластных мне странах, в то же время я заботился, чтобы все пути к грабежу и разбою были закрыты. Правитель покоренной провинции оставался при своей должности; осыпая его благодеяниями, я мог вполне рассчитывать на его верность и преданность. Нo непокорный не замедлял попадаться в свои собственные сети. Тогда и его замещал правителем умным, справедливым и деятельным». Приводимые далее слова рушат наши представления о Тимуре, как о завоевателе, который разорил завоёванные страны, обеспечив при этом процветание всего одного города – Самарканда: «Не позволялось взимать ни подушного сбора, ни пошлины в городах и предместьях. Ни один солдат не имел права заныть постоем дома частного лица или присвоить себе стадо и имущество гражданина. Во всех делах, касавшихся народа какой-либо провинции, правителям было приказано строго держаться в пределах справедливости. Для уничтожении нищенства я основал приюты, где бедные получали содержание».
«Я повелел, чтобы воины вновь покоренной страны были приняты на мою службу, как только признают мою власть; чтобы народ и туземцы этой страны были пощажены от всех тех бедствий, добычей которых делаются обыкновенно побежденные; чтобы их имущество и богатство не предавались грабежу и расхищению и чтобы взятая с них добыча была им возвращена. Я требовал, чтобы оказывали величайшее почтение потомкам Пророка, богословам, старцам, ученым, великим и знатным; чтобы начальники орд, отцы семейств и земледельцы были ограждены от насилий. Подданные находились между страхом и надеждой, а виновные наказывались сообразно их проступкам. Я отдал приказ, чтобы сеиды, доктора, старцы, ученые, дервиши и все монахи, которые избирали для своего жительства мои владения, получали пенсии и жалованье; чтобы бедные или люди, не имеющие средств к существованию, получали пропитание и, наконец, чтобы профессора и начальники коллегий получали определенное содержание. Я жертвовал суммы на содержание гробниц и рак для мощей святых и духовных глав. Их снабжали коврами, освещением и съестными припасами (для хранителей и пилигримов)».
Дополняет эти сведения «Постановление для сбора доходов и контрибуций с народа; порядок и благоустройство государства; культура и народонаселение; безопасность и полиция в провинциях»: «При сборе податей нужно остерегаться обременять народ податями или опустошать провинции, потому что разорение народа ведет за собой обеднение государственной казны, а несостоятельность казны имеет следствием рассеяние военных сил, что в свою очередь ведет к ослаблению власти. Когда я завоевывал какую-нибудь область или она сдавалась мне на капитуляцию, что избавляло ее от гибельных последствий войны, то приказывал собрать сведения о доходах и производительности этой области. Если народ желал оставить прежний порядок управления, то согласовывались е его желанием, в противном же случае подати собирались по установленным мною правилам. Подати определялись производительностью земель и, соответственно, установленными оценками».
Из «Постановления для поддержания сношений и получения сведений о состоянии государств, областей, народа и армии» можно с удивлением узнать, что при армиях Тамерлана в XIV веке работали… корреспонденты. В те времена отношение к «представителям СМИ» было весьма жёстким – велось преследование за недостоверную информацию, была предусмотрена система наказаний: «Я желал, чтобы на всякой границе, во всякой провинции, в каждом городе и при армии был корреспондент. Его обязанностью было уведомлять Двор о действиях и поведении правителей, народа и солдат, о положении моих войск, моих соседей, он представлял точный очерк о вывозе и ввозе товаров и произведений, о прибытии и отъезде иностранцев и караванов всех стран. Этот корреспондент при помощи своих сношений знал все действии ханов, имел сведения о всех мудрецах и ученых, которые, хотя бы из самых отдаленных стран, были расположены перейти ко мне на службу. От таких докладов я требовал самой строгой правдивости. Если он уклонялся от истины и не давал точного отчета о событиях, ему отсекали пальцы. Если в своих отчетах он пропускал какой-нибудь похвальный поступок солдата или представлял его в ложном свете, ему отрубали руку; наконец, если он по вражде или злобе делал ложный донос, его подвергали смерти. Я настоятельно требовал, чтобы эти известия были мне представляемы ежедневно, еженедельно и ежемесячно».
Подробнее о законах и правилах, которые Тамерлан установил для своей империи, читайте в книге.

Сборник «Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния»
спрашивайте в нашей библиотеке.
Нас можно найти по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Комментариев нет:

Отправить комментарий