Продолжаем
знакомить с интересными фактами из жизни дореволюционного Царицына, и откроем
две странички из его истории, связанные с художниками.
16 сентября 1707 года проездом в нашем городе побывал
голландский художник Корнелий де Бруин (Корнелис де Брюйн). О его прибытии в
Царицын известно из книги «Путешествие через Московию в Персию и Индию»,
которую он опубликовал в 1711 году. Вот, что он писал о Царицыне:
«Прибыли мы в
город Царицын, где вновь воздвигнута церковь из белого камня, равно как построен
вновь, хоть и не вполне, и самый город, сгоревший дотла в прошлом году.
<…> Город Царицын построен на невысокой горе, объемом невелик и, как мне
показалось, расположен четырехугольником и обнесен деревянною стеною,
снабженной башнями. Предместье его раскинуто по берегу реки и частию вокруг
города. <…> Мы простояли у Царицына и следующий день для перемены матросов.
Накануне туда прибыл из Саратова один струг, ограбленный русскими казаками, и
люди, бывшие на нем, сообщили нам, что река была полна этими работниками,
которые сотнями разъезжали на маленьких лодках».
Судя
по записям, это было второе посещение Царицына. Когда состоялось первое,
неизвестно. Существует также версия, что Бруин был в нашем городе
предположительно летом 1707 года, когда присоединился в Астрахани к грузинскому
посольству, отбывавшему в Польшу. Известно, что художник сделал рисунок одной
из двух каменных церквей Царицына, которые были видны с «набережной»
(Иоанно-Предтеченскую или Троицкую).
В октябре 1838 года в Царицын прибыли художники братья
Чернецовы – Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич. Целью братьев было
создание живописных изображений обеих берегов Волги от истока до устья. Вместе
с ними в живописное путешествие отправились их младший брат Поликарп и их
ученик Антон Иванов, которого они выкупили из крепостной неволи.
...18 ноября
1838 года судно было затёрто льдами, и в 47 километрах от
Астрахани закончилось это беспримерное художественное путешествие.
10 марта следующего
года братья благополучно возвратились в Петербург. Результатом этого
путешествия, кроме многочисленных этнографических и археологических материалов,
была художественная параллель берегов Волги, заключавшая в себе в окончательном
виде 1982 рисунка общей длиной в 746 метров, до 500 видов, до 80 этюдов,
написанных масляными красками с натуры, множество планов и рисунков.
Только в начале
50-х годов Чернецовы смогли продемонстрировать на Васильевском острове в
Петербурге панораму «Волга». Огромная картина, исполненная с высоким
художественным мастерством, 746
м длиной и высотой 2,5 метра, изображала все
достопримечательности великой русской реки от Рыбинска до Астрахани. Панорама
была закреплена на двух вертикально поставленных цилиндрах и расположена за
окном помещения, оборудованного в виде каюты. При перематывании картины с
одного цилиндра на другой и при соответствующем шумовом оформлении у зрителя
возникало ощущение движения судна. Но частое перематывание картины пагубно
сказалось на её сохранности, и к 80-м годам XIX века от неё остались лишь
обрывки. В дальнейшем следы этого замечательного произведения затерялись
окончательно.
Самая
большая в истории картина хранилась в Эрмитаже, уже в 1880-х годах говорили об
её обрывках, а впоследствии вообще не смогли там найти. Сохранилась созданная
Чернецовыми «Параллель берегов Волги», которую после Великой Отечественной
войны обнаружили в фондах ленинградской библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина. А
ещё - рукописная книга-дневник с рисунками братьев Чернецовых «Путешествие по
Волге», хранящаяся в библиотеке Эрмитажа. В 1970 году она под тем же названием
была издана в одном из московских издательств.[2]
Для
нас интересными кажутся описания, данные братьями Чернецовыми городам Камышину,
Дубовке, Царицыну и Сарепте, хотя приводятся в книге описания и других мест
Царицынского уезда – Столбичей, Разинского городка, Царёва городка[3]:
КАМЫШИН
20-Мы проходили
мимо невысоких каменистых гор, имеющих при береге пещеры. Они продолжались до
самого Камышина, у которого мы остановились ненадолго для запасения только
необходимой провизии. Камышин со стороны Волги представляется красивым городком,
в нем видны хорошие строения. Арбузы камытинские почитаются лучшими по Волге, и
их здесь изобилие. В двенадцати верстах от города находится канал, начатый при
Петре Великом для соединения Волги с Доном, но он был оставлен по причине
встретившихся неудобств. Исправя все, что было нужно, поспешили отправиться
далее, дабы воспользоваться благоприятною погодой.
ДУБОВКА
23. - При
благоприятном ветре мы скоро дошли до Дубовки, бывшем прежде казачьей станицей.
Она название свое получила от протекающей тут речки Дубовки, в которую из Волги
входят суда, небольшие из них со всем вооружением х грузом вытаскиваются здесь
на берег, где ставят их на особо устроенные для сего колеса, вроде покатней, и
силою запряженных в сей экипаж быков ввозят в гору по устроенному взлезду,
причем употребляют до 2О и более пар быков, но, выбравшись на ровное место, число
их уменьшают и продолжают путь степями на расстояние 60 верст до Качалинской
пристани, находящейся на Дону. Большие суда разбирают для сей переправы. Во
время навигации этою перевалкою, как ее называют, переправляют из Волги в Дон
разных товаров на сумму от пяти до шести и более миллионов рублей. Для сей работы
употребляют более семи тысяч быков. Это любопытное сообщение Волги с Доном замечательно,
но по позднему времени года нам не случилось видеть сухопутного хода судов
степями. Дон, Кавказская область. Грузия и другие части того края снабжаются
разными товарами из внутренней России посредством сей переволоки, которая, как
говорят, представляет тогда из себя удивительное зрелище. В то время в Дубовке
много бывает народу и производится в ней большое движение, что, без сомнения,
поставляет жителям важные выгоды. В двух верстах от посада на высоте волжского
берега к северу, находятся следы какого-то значительного татарского города. Тут
мы видели невысокий земляной вал и множество щебня, в некоторых местах сеть
основания каменных строений, из коих жители дубовские достают материал для
своих построек. Место, занимаемое гимн остатками называют Водяная Балка; мы
приобрели четыре медные и одну серебряную монету, найденные в этом остове
исчезнувшего города поросшего теперь полынью и изглаживающегося с лица земли.
Серебряная
монета Двуязычная Тохтамыша-хана. Новый Сарай с 782, то есть 1380 года от Р. Х.
Октябрь здесь
теперь не похож на тот, в котором мы привыкли жить; на многих деревьях еще
листы целы. В Дубовке находятся два виноградные сада, и, кажется, это первые;
следовательно, мы вступили в ту часть Волги, в которой произрастают плоды,
принадлежащие теплым странам.
ЦАРИЦЫН
Ветер дул для
нас попутный, но мы воспользоваться им вскоре по возвращении из сухопутного
путешествия не могли, надеясь притом, что он не изменится. Отдохнув, поспешили
видеть картузы трость Петра Великого, подаренные им здешним жителям на
возвратном пути своем из персидского похода в 1723 году. Картуз сшит из сукна
бледно-желтого цвета с тафтяною тульею, а трость сделала из неизвестного
какого-то дерева, простая, длиною о два аршина четыре вершка. Отдавая ее
жителям, Петр сказал: «Вот вам моя трость! Я управлялся ею с друзьями, а вы
обороняйтесь ею от врагов». Все это хранится в доме Градского общества в особом
шкафе за стеклом. Царицын хорошо отстроен, в нем есть прекрасные домики, и
окружен земляным валом, составлявшим прежде его укрепление. Отсюда начинается
так называемая царицынская линия, состоящая о земляном вале, продолжающемся до самого
Дона. Она была устроена для ограждения от набегов кочующих орд.
Возвратясь на
свою лодку, мы немедленно отправились в путь, ветер дул еще верховый, и нам
можно было идти под парусом. Горы правого берега начали удаляться, и яры
заступили их место, живописная часть берегов волжских осталась у нас позади. Мы
проходили мимо Сарпинского острова, на котором есть селения и остатки от
татарских строений. Этот остров очень значителен по Волге своею обширностию.
Вечером остановились у устроя речки Сарпы, близ Сарепты.
САРЕПТА
ЗО. - Сарепта
находится в версте от Волги, на правом берегу ее. Расположена при речке Сарпе,
которая близ владения своего в Волгу, извиваясь в крутых осыпях, очень
живописна. Место, занимаемое Сарептою, представляет равнину, в углублении
которой видны горы, удаляющиеся от Волги. После путешествия в Царев мы были
поражены Сарептой: правильные, чистые улицы, сады, прекрасные дома, большею
частью каменные, с возвышающимися пред ними раинами, которые пирамидальною
своею формою придают много красоты этой славной колонии Общества моравских
братьев Гернгутеров. Перед церковью находится площадь, на которой приехавшие
русские мужички продавали арбузы и другие продукты; тут же были видны калмыки,
представляя противоположную смесь европейского с азиатским. Сарепта прекрасна,
она основана в 1765 году.
Возвратясь из
Сарепты, мы поплыли далее. По правому берегу находились единообразные
песчано-глинистые яры, очень высоко возвышающиеся отвесною стеною, у которых
вода быстро крутится.
[1] Бутромеев, В. Эпоха становления русской
живописи. Григорий Григорьевич Чернецов. 1801-1865. Никанор Григорьевич
Чернецов. 1804-1879 / В. Бутромеев // PROFILIB. – Режим доступа
: http://profilib.com/chtenie/6195/v-butromeev-epokha-stanovleniya-russkoy-zhivopisi-29.php
[2] Уникальное путешествие братьев Чернецовых // Русское географическое
общество. Волгоградское отделение РГО. – Режим доступа : http://www.vorgo.ru/kraeved/publish/articles/chernec/
[3]
Чернецов, Г. Г. Путешествие по Волге
/ Г. Г. Чернецов, Н. Г. Чернецов. – Москва : Мысль, 1970. – 191 с. – Режим доступа
: http://pro-speleo.ru/load/chernecovy_g_i_n_puteshestvie_po_volge_moskva_1970/12-1-0-497
Да, прекрасна Волга! Столько замечательных мест! Вот куда надо отправляться отдыхать! Благодарю, Марина Николаевна за столь интересный материал!
ОтветитьУдалить