Страницы

Страницы

вторник, 25 октября 2016 г.

Итоги и уроки Гражданской войны



Изучение истории России – необходимое условие при воспитании патриотов нашей Родины. Учитывая это, ежегодно для учащихся школ Кировского района библиотека-филиал № 17 им. М. А. Шолохова проводит ряд мероприятий, посвящённых памятным историческим датам, по заявкам преподавателей проводит уроки истории по наиболее сложным темам. Урок истории «Братоубийственная Гражданская» проходит в библиотеке уже третий год.
21 октября в читальный зал библиотеки пришли учащиеся 9 «Б» класса МОУ «Лицей № 10», чтобы узнать о том, как это было – «брат на брата» и «сын на отца».
- Тема, которую мы будем рассматривать сегодня, – самая сложная тема во всей истории Государства Российского, - начала урок библиограф М. Н. Урусова, и показала ребятам энциклопедию «Гражданская война и военная интервенция в СССР». – Посмотрите на эту книгу. Это – сжатая история Гражданской войны. Не полная сжатая история. Энциклопедию публиковали в советское время, и в ней отражён взгляд «красных». Для того чтобы она была полной, такой же том надо написать со стороны «белых», такой же том должен быть написан со стороны «зелёных» (махновцев, анархистов), такой же том должен быть написан со стороны мирного населения, и по одному тому должно написать каждое из 14 государств, которое вводило свои войска на территорию России.
Рассказывая о специфике изучения периода Гражданской войны, Марина Николаевна назвала сложности, с которыми сталкиваются историки: отсутствие чётких хронологических границ, большой охват территории, необъективность в отражении событий историками прошлого и многие другие. Она описала характерные особенности гражданской войны, как вида войн – разрушение семейных связей, экономический кризис, духовный кризис, экологическая катастрофа и многое другое. Она отметила, что в такой войне нет победителей, потому что победившая сторона сталкивается с таким количеством проблем, которые аннулируют победу, зато есть проигравший – страна, разрушенная в результате гражданской войны.

Ребятам было предложено посмотреть два клипа, рассказывающих: о событиях декабря 1917 – декабря 1918 годов, о событиях 1919 года.
После просмотра клипов М. Н. Урусова дополнила их содержание рассказом об обороне Царицына в 1918 году и расказачивании в начале 1919 года, об особенностях последнего (Дальневосточного) периода Гражданской войны.
Ребятам была показана презентация «Деятели Гражданской войны», в которой в сжатом виде были представлены биографические справки о В. И. Чапаеве, В. Бонивуре, Л. Рейснер, Н. П. Махно, Ж.-М. Лябурб, О. Дундиче, А. П. Гайдаре, Р.-Н.-М. Унгерн фон Штернберге, В. М. Чернецове и Х. В. Ермакове. Библиограф М. Н. Урусова отмети
ла, что их нельзя назвать героями, потому что в Гражданской войне не может быть героев – только жертвы обстоятельств, жертвы ситуации, которая заставила этих людей взять оружие в руки и пойти войной на своих сограждан. Биографические факты о людях, чьи портреты возникали на экране телевизора, сопровождались рассказом о литературных произведениях и кинокартинах, в которых они являлись главными или проходными персонажами.
Завершился урок рассказом о книгах, которые помогут в изучении темы Гражданской войны – в первую очередь  краеведческого характера.

Ребята и преподаватель благодарили за интересную информацию.

По просьбе преподавателя истории Н. В. Грибковой был проведён ещё один истории «Братоубийственная Гражданская» для учащихся 9 «А» класса МОУ «Лицей № 10» (24 человека), который прошёл 22 октября.

Комментариев нет:

Отправить комментарий