13 декабря исполнилось
бы 85 лет (по другим свидетельствам – 87 лет) любимому актёру старшего
поколения россиян - Николаю Николаевичу Рыбникову.
Мы не могли не
напомнить об этом событии, поскольку детство, отрочество и юность известного
актёра прошли в Сталинграде. Сюда переехала семья Рыбниковых из Борисоглебска.
Начиная готовить
материал о Николае Рыбникове, мы не предполагали, что этот жизненный период
окажется таким запутанным. Достоверно известно только, что семья переехала в
Сталинград, но когда? Одни указывают 1941 год и пишут, что в наш город ещё до войны
перевели работать отца актёра. Отсюда Рыбников-старший отправился на фронт и не
вернулся. По другим источникам Рыбниковы переехали в Сталинград, спасаясь от
войны, когда отец уже был на фронте. Не стыкуются и сведения о периоде
Сталинградской битвы. Кто-то пишет, что Николай с матерью и младшим братом
успели эвакуироваться до начала боёв в городе, кто-то приводит воспоминания
самого Рыбникова о том, как он переправлялся на другой берег Волги, держась за
борт лодки, когда город уже горел. Во время войны, помогая матери, Николай
брался за любую работу. Приходилось и стирать. По воспоминаниям актёра иногда
дело доходило до того, что с рук слезала кожа – стирать приходилось каустиком,
потому что мыла не было.
Как бы то ни было, но
Николай Рыбников действительно жил в Сталинграде, учился в школе № 5, в
железнодорожной школе, и даже закончил первый курс Сталинградского медицинского
института, параллельно подрабатывая рабочим сцены и актёром вспомогательного
состава Сталинградского драмтеатра. В книге Лианы Полухиной «Любовь и судьба» (Роман-газета.
– 2011. - № 11) вскользь упоминается, что в те годы он был чемпионом среди
юношей по шахматам (страсть к шахматам актёр сохранял всю свою жизнь).
Покинул наш город
Рыбников в 1948 году, отправившись в Москву – обучаться актёрскому мастерству.
Желающих подробнее
познакомиться с биографией актёра отправляем к уже названной выше книге Лианы
Полухиной, в которую вошли сразу две жизненные истории – Николая Рыбникова и
его жены – Аллы Ларионовой.
Говоря о жизни двух
актёров нельзя обойтись без рассказа о съёмках фильмов, без отрывков из
воспоминаний соратников по кинематографическому цеху (артистов, режиссёров,
кинооператоров). В книге приводятся краткие характеристики большей части ролей
Николая Рыбникова. Своей лучшей ролью Николай Рыбников считал роль Саши
Савченко из «Весны на Заречной улице». Воспоминания о ней проходят пунктиром по
всей книге Лианы Полухиной, которая отмечает сходство биографий актёра и героя.
Но главное внимание при рассказе об этом фильме уделяется сцене признания в
любви, которую Рыбников сыграл превосходно. Каждый, чьи воспоминания приводятся
в книге, обязательно высказывает восхищение его способностью без слов передать
чувства.
В название нашего
сообщения вошла характеристика Николая Рыбникова, данная ему режиссёром Эммой
Дукельской, которая познакомилась с актёром на съёмках фильма «Высота».
Рыбников, к тому моменту молодой, но уже отмеченный вниманием кинематографистов
актёр (только что закончились съёмки «Весны на Заречной улице»), подкупил её
своей естественностью, невероятным обаянием и способностью органично
вписываться в роль. Она вспомнила, как снимали эпизод с подъёмом Николы
Пасечника в дождь на высоту. Во время съёмок действительно шёл дождь, для
усиления эффекта включили «ветродуй», а Рыбников играл без дублёров. Внизу его
ждала вся съёмочная группа – замирая от ужаса. Актёр практически всегда и всё
делал сам, не прибегая к помощи каскадёров. Начиная работать над новой ролью,
он осваивал азы профессии – да так, что его начинали воспринимать как своего и
деревенские жители, и рабочие. В книге Лианы Полуниной рассказывается, что для
съёмок в фильме «Чужая родня» Рыбников учился косить, по утрам выходя в парки,
а во время подготовки к съёмке в мартеновском цеху получил нагоняй от мастера
за то, что встал на опасное место – сталевар не понял, что это актёр.
Из книги Лианы
Полухиной можно узнать и о том, каким человеком был Николай Рыбников. В его
натуре было удивительное сочетание простоты и покладистости с бурным
темпераментом. Он был способен на неожиданные поступки – например, мог прервать
речь Хрущёва просьбой рассказать о Кубе, или в зарубежном кинотеатре довести
свою партнёршу по фильму «Высота» Инну Макарову до такого истерического смеха,
что актёров выводили из зрительного зала с полицией. Широко известна история со
студенческим розыгрышем, который стоил Рыбникову комсомольского билета и чуть
не послужил причиной отчисления из вуза (спрятавшись в шкафу актёр с помощью
микрофона «передал по радио» сообщение о снижении цен и всё общежитие
поверило).
Конечно, книга с
названием «Любовь и судьба» не может не включать историю любви. У Рыбникова она
была большой и на всю жизнь. Внимания Аллы Ларионовой он добивался несколько
лет, всю жизнь прожил с ней, обожествляя. Хотелось бы процитировать Лиану
Полухину: «Говоря о Рыбниковых, все на
разные лады повторяют, какая это была счастливая пара! Я тоже не удерживала
себя от восклицаний, хотя, конечно, их жизнь состояла не сплошь из мирных дней…
были, были и драматические моменты, и «пограничные» ситуации. Но в их
отношениях было то важное, что стояло выше всех ссор, недоразумений и размолвок,
- любовь и что-то такое, что больше любви».
Комментариев нет:
Отправить комментарий