Страницы

Страницы

четверг, 1 октября 2015 г.

Как кончаются войны?



Историки всех стран и народов ищут ответы на вопросы: «Как, из-за чего, начинаются на Земле войны? Что становится причиной? Кто и почему стреляет первым?». И не находят их. Мы решили задействовать метод «от противного» и посмотреть – а как и из-за чего войны заканчиваются? Поэтому начало сентября было посвящено у нас «круглым» датам – 70-летию окончания Второй мировой войны и 110-й годовщине со дня окончания Русско-Японской войны 1904-1905 гг.

2 сентября в читальном зале библиотекарь Вера Григорьевна Чурекова повела урок-беседу «Итоги второй мировой…» , участниками которой стали учащиеся МОУ СОШ № 56, 10 класс (26 чел.)
2 сентября 1945 года окончилась Вторая мировая война… Об ее итогах шел разговор с учащимися школы № 56: о жертвах, которые понесли народы различных стран, о том, почему было необходимо создание ООН, о том, к чему привело многолетнее противостояние великих держав в результате «холодной войны». Конечно, нельзя было не рассказать о жертвах этой войны, поэтому школьникам были зачитаны отрывки из дневников Анны Франк, воспоминания о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки и познакомила их с историей японской девочки, которая делала 1000 бумажных корабликов, веря, что они дадут е здоровья…

Ребятам был предложен рассказ об изданиях, в которых приводятся различные толкования историков об итогах войны. Это мемуарные и документальные издания, такие как «Вторая мировая война: два взгляда», работа немецкого историка «Вторая мировая война», историческая энциклопедия «Вторая мировая война».
Кроме информации о книгах и периодических изданиях из фонда библиотеки, школьникам была предложена информация о проведении военно-исторического квеста «2194», который пройдет и в Волгограде и других городах России и стран СНГ 5 сентября 2015 г.
Урок–беседа прошел при активном участии ребят, они узнали много новых фактов о Второй мировой войне. В конце встречи произошла небольшая дискуссия об ответственности историка перед народом за свои публичные высказывания.
По итогам урока-беседы в книге отзывов появилась благодарственная запись от слушателей в адрес библиотекаря читального зала В. Г. Чурековой.

18 и 24 сентября в читальном зале прошел час истории «За рекой Ляохэ загорались огни… (Завершение Русско-Японской войны)». Слушателями стали 11 «А» и 11 «Б» МОУ Лицей № 10.
Встречи начинались с сообщения библиографа М. Н. Урусовой о «круглой» дате 2015 года – 110-летии со дня завершения Русско-Японской войны (5 сентября 1905 года).
Ребятам предлагалось посмотреть клип «Русско-Японская война» о причинах и ходе военных действий. Особенно заинтересовала зал история переброски эскадры кораблей Балтийского флота к Порт-Артуру и её гибель в Цусимском проливе. Потрясла судьба флагманского крейсера «Князь Суворов».
Далее речь шла о причинах поражений, которые преследовали русскую армию и флот на протяжении всей войны. Рассказав о трудностях, с которыми сталкивались русские воины, М. Н. Урусова переходила к электронной презентации «Герои Русско-Японской войны» и на экране телевизора мелькали лица командира крейсера «Варяг» В. Ф. Руднева, адмирала С. О. Макарова, художника В. В. Верещагина, капитана 1 ранга, художника-мариниста В. В. Игнациуса, старшего унтер-офицера А. Н. Волкова, кадета Коли Зуева, казака-хирурга С. Р. Миротворцева и княгини Л. П. Ливен. К сожалению, не удалось найти портрета рядового Василия Рябова, поэтому вместо него была представлена фотография надгробного памятника герою. Говоря о подвиге варяжцев ведущая предлагала смотреть клип, сделанный по знаменитой песне о «Варяге», предваряющейся речью контр-адмирала Руднева к экипажу корабля перед боем (из фильма «Крейсер «Варяг»). Ребят заинтересовал и рассказ о том, как в награду за храбрость Руднев был награждён не только российской, но и японской наградой, поскольку его поведение в знаменитой схватке очень напоминало поведение самураев и камикадзе. 
Завершив рассказ об участниках этой малоизвестной войны, библиограф предложила познакомиться с произведениями искусства и средствами пропаганды, появившимися под впечатлением от Русско-Японской войны. В результате ребятам была предложена электронная презентация «Плакаты времён Русско-Японской войны» и рассказ о казачьей песне «За рекой Ляохэ загорались огни…», которая позже стала известна в «скорректированном» варианте – как песня «Там вдали за рекой». Говоря об истории написания песни, М. Н. Урусова привела сведения о количестве казачьих войск, принимавших участие в сражениях на территории Кореи и Китая, упомянув, что по казачьим песням можно изучать историю, поскольку все они написаны на реальной основе – например, эта рассказывает о походе казаков на порт Инкоу.
Завершая встречу, М. Н. Урусова рассказывала об альтернативной оценке итогов Русско-Японской войны, которую высказывают отдельные историки, сравнивая экономическое положение стран-участниц после её завершения и психологический настрой, который показывала Япония, когда просила о мире. Посетовав на то, что из-за ограниченности времени мероприятия нельзя рассказать о многих интересных моментах этой войны, М. Н. Урусова предлагала ребятам самостоятельно изучать историю – по книгам, публикациям в прессе, через Интернет, литературу и кинематограф.
Час истории вызвал интерес у старшеклассников, уходя, они благодарили за новые для них сведения. Преподаватель истории, сопровождавшая класс попросила поделиться материалом, который показался ей полезным для преподавания темы, касающейся Русско-Японской войны, которая в учебниках истории входит в один параграф с Первой русской революцией. Кроме этого в книге отзывов библиотеки появилась благодарность М. Н. Урусовой за профессионализм и живую подачу материала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий