Двадцать лет назад началось
движение по возрождению казачества в России. В далёкие 1990-е годы многим
казалось, что дело это безнадёжное. Сторонние наблюдатели до сих пор многоголосо
«хоронят» казачество. А уж, как искренне удивляются, находя в Интернете
«казачьи сайты», узнавая что «казаки защищают границы», «казаки охраняют
порядок», «казаки борются с наркобизнесом», «казаки отстроили храм», «открылись
казачьи кадетские корпуса, школы, классы, детские сады, профтехучилища»!
Не умаляя значения сетевых
«казачьих» ресурсов, мы сегодня расскажем о двух журналах, посвящённых казакам,
создающихся казаками и для казаков, но интересных и для «не казачьего»
читательского контингента.
Всем желающим знать, чем жило и
живёт казачество, рекомендуем читать не «жёлтую» прессу, а «казачью» и узнавать
вести «из первых уст»!
В марте в нашу библиотеку
поступили 6-й номер журнала «Казарла» за 2013 год и 1 номер журнала «Казаки» за 2014 год.
Журнал «Казарла» выходит с 2009 года, как «этнический казачий журнал».
Редакция находится в Краснодарском крае (станица Пластуновская), но в её состав
входят представители разных казачьих войск – Кубанского, Терского, Донского,
Астраханского. В настоящее время тираж издания составляет 5000 экземпляров. Основное
внимание редакция уделяет вопросам истории и культуры казачества (вне
зависимости от территориального и «войскового» деления), находят на страницах
журнала отражение и события современной жизни казачества.
Не будем пересказывать содержание
шестого номера журнала целиком. Остановимся на некоторых, показавшихся нам
наиболее интересными, статьях.
О казаках, как самостоятельном
народе или этносе размышляет Николай Ерёмичев в статье «Эндогамия, как
необходимое условие существования казачьего народа» (с. 5-9). Вопрос
этот для казаков – болезненный и поднимается постоянно. Ведутся серьёзные
научные дискуссии – считать ли казаков отдельным народом или нет? Рассматривая
проблему межнациональных и внутринациональных браков казаков (в дореволюционной
России и эмиграции), автор приходит к выводу: «Добровольный отказ от браков с
представителями своего народа, уход от эндогамии, как базовой ценности,
сопряженный с устойчивым национальным самосознанием ведёт к исчезновению
народа. При этом популяция, как таковая сохраняется, однако создает
принадлежность уже к другому этносу».