Страницы

Страницы

среда, 25 декабря 2013 г.

Казачья слава в старых архивах



 Есть книги, которые внешне не приковывают к себе взгляд читателя, и могут стоять на полке незамеченными годами. Но стоит заглянуть внутрь, и понимаешь, что перед тобой - настоящий клад. Об одной такой книге сейчас и пойдёт речь.
Волгоградский краевед Николай Бичехвост в сборнике «Тайны старых архивов» поднимает огромный пласт истории Области Войска Донского, рассказывая не только о боевой славе казачества, но и о его вкладе в дела церкви и науки. Даже беглого просмотра достаточно, чтобы понять ценность издания.
На страницах книги Бичехвоста, например, оживает история атамана Адриана Карповича Денисова, чьи заслуги затмила слава Матвея Ивановича Платова. Дело давнее, но в старых источниках «вихорь-атаману» приписывается зависть к успехам Денисова, есть даже утверждение, что это по воле Платова не пустили заслуженного вояку на поля сражения, заставив вместо этого служить наказным, а не походным атаманом. Обидно! Ведь, это стараниями Адриана Карповича, а не Матвея  Ивановича «всколыхнулся-взволновался Тихий Дон», это его усилиями были собраны и отправлены 26 казачьих полков на борьбу с Наполеоном. К тому времени за плечами прославленного атамана Денсова были взятие Измаила, польская кампания, переход с Суворовым через Альпы и даже неудачная экспедиция в Индию!

О том, что Наполеон имел свои виды на донских казаков известно многим. В исторических источниках часто рассказывают об обращениях французского императора к российскому монарху и к атаману Войска Донского с просьбой прислать казаков в Париж. Но мало говорится о том, сколько шпионов и с какой миссией прибывало из Франции на Дон. Николай Бичехвост исправляет эту оплошность и рассказывает о поимке оперативно-разведывательной группы Плятера в станице Качалинской.
История не стояла на месте, и донским казакам находилось дело в любое время на любых широтах. О малоизвестном персонаже Крымской войны – казаке Осипе Зубове - можно прочитать в главе «Донец на бастионах Севастополя». И снова Николай Бичехвост преподносит читателям сюрприз – оказывается, донской казак был знаком с легендарным матросом Кошкой! Да, что там знаком – они вместе совершали все те невероятные подвиги, которые приписывают одному Кошке! Цитирую: «…было много вылазок, и ими руководили Осип и матрос Кошка. В документах сообщается о численности этих дерзких отрядов – до 150 бойцов! Урон и паника наносились немалые. За подвиги Зубов был произведён в урядники. Адмирал Корнилов, поздравляя отважного ветерана-воина, подарил ему доброго строевого коня». Вот такой был «донец-молодец» Осип Зубов!
Глава «Хирург и смерть» посвящена ещё одному донскому казаку – Сергею Романовичу Миротворцеву из Усть-Медведицкой станицы, которого в Русско-Японскую войну солдаты прозвали «доктором Чудотворцевым». Сам Сергей Романович вспоминал тот период так: «Нет времени на сантименты. Я хирург. Мои руки и знания – главное оружие на этой войне. Долг мой вернуть к жизни тех, кого она [смерть] хочет у жизни отнять. Веду неравный бой с «костлявой», веду и чаще побеждаю. Но никогда не забуду тех операций, которые ей «проиграл». У доктора Миротворцева была долгая жизнь – на его долю выпало четыре войны: Русско-Японская, Первая мировая, Финская и Великая Отечественная. 
 Целый раздел книги «Удивительные воительницы» посвящён казачкам – и тем, которые прославились на поле боя, и тем, которым пришлось разделить судьбу своих мужей... Широко известна слава кавелерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой. Но мало кто знает, что у неё была предшественница – донская казачка Татьяна Маркина из станицы Нагавской, которая в двадцать лет сбежала из дома, отправившись наниматься на воинскую службу в Новочеркасск в конце XVIII века. Татьяна Маркина под фамилией Курточкин принимала участие во взятии Измаила, в польской компании, дослужилась до чина офицера. И неизвестно, как бы дальше сложилась её судьба, если бы не казус, стоивший карьеры. Хозяин одного из постоялых дворов заподозрил Курточкина в «совращении» своей дочери. Дело завертелось так круто, что «виновнику» грозила ссылка в Сибирь. Оказавшись в щекотливой ситуации Татьяна вынуждена была раскрыться и писать высочайшее прошение на имя Екатерины II. Дело о «совращении» прекратили, а Маркину отправили домой – на Дон со скромным пожизненным пенсионом. 
О «сынах полка» времён Великой Отечественной войны написано много. Принято думать, что это явление было присуще только войнам ХХ века. А что вы скажете о веке XIX? Об удивительном случае, произошедшем во времена Балканской войны, рассказывает глава «Дочь полка». Когда говорят о необычных фамилиях донских казаков – Персидские, Турчаниновы, Калмыковы – исследователи упоминают обычай казаков привозить себе жён из походов. Была и другая причина дать новую, непривычную фамилию - проходя по сожженным войной землям, казаки подбирали детей-сирот и везли в родную станицу, чтобы воспитать, как своих собственных. Об одной такой сиротке – маленькой турчанке Айше, которую «усыновили» казаки и рассказывается в главе. Первое время малышка участвовала в походах, затем её судьба привлекла внимание высочайших особ и девочка была принята в Смольный Институт благородных девиц. Казаки полка при этом продолжали шефствовать над турчанкой, отчисляя средства на её обучение из своего жалования. Выучили свою общую дочь и выдали замуж, собрав приличное приданное…

Открывая книгу Николая Бичехвоста «Тайны старых архивов», погружаешься в атмосферу старины. От первой до последней страницы живёшь судьбой героев прошлого, так, словно читаешь художественное произведение, а не сборник публицистических очерков. И закрывая её, чувствуешь благодарность к автору за то, что он позволил своим «персонажам» говорить в полный голос, оживил их!

     Бичехвост, Н. Ф. Тайны старых архивов / Н. Ф. Бичехвост. - Волгоград : Издатель, 2012. - 415 с. : ил.


За книгой Николая Бичехвоста обращайтесь к нам в библиотеку по адресу:

Волгоград, ул. Кирова, 132.


Комментариев нет:

Отправить комментарий