Страницы

Страницы

понедельник, 26 августа 2013 г.

Экология Земли: человеческий фактор



Не обвиняйте природу, она сделала своё дело, делайте теперь своё.
Д. Мильтон

Изменения в биосфере, являющиеся результатом активной человеческой деятельности в нынешнем столетии (повышение температуры поверхности Земли, глобальное загрязнение воды, воздуха и почвы, опыстынивание планеты, загрязнение Мирового океана, разрушение озонового слоя), известны сейчас каждому человеку. Поэтому современные концепции природопользования должны базироваться на принципах гармоничной оптимизации условий взаимодействия человека с природой.
Первая технологическая революция (сельскохозяйственная) началась во времена палеолита и мезолита (10-12 тыс. лет до н.э.), когда люди, занимавшиеся охотой и собирательством плодов, перешли к земледелию и скотоводству. С этого момента началось наступление человечества на природу, которое оплачивалось гибелью цивилизаций – например, из-за засоления орошаемых земель 2 тыс. лет до нашей эры погибла цивилизация шумер в Нижней Месопотамии, где стало невозможно земледелие. Это была первая, известная нам, экологическая катастрофа.
Вторая технологическая революция (промышленная) произошла в Англии в XVIII веке, и привела к созданию индустриального общества «синих воротничков» (так называют людей, работающих на конвейере).
Начало третьей технологической революции (НТР) пришлось на 6 августа 1945 года, когда была произведена бомбардировка Хиросимы. С этого момента человечество активно загрязняет окружающую среду, проводя ядерные испытания, активно развивая химическую промышленность, используя в быту опасные для жизнедеятельности вещества…

Особенностью третьей технологической революции является резкое увеличение передаваемой, запоминаемой и обрабатываемой информации. В настоящее время мир переживает особую фазу технологической революции, которая носит глобальный характер. Речь идёт о появлении высоких технологий (позволяющих сократить затраты энергии и материалов за счёт высокой точности производства), то есть о повсеместном использовании компьютерной техники, которое усугубляется рядом проблем «побочного» характера и естественным приростом населения. Чем это грозит населению Земли, можно узнать, полистав книгу Ю. Л. Хотунцева «Экология и экологическая безопасность»[1]. Технократическое мышление – это мировоззрение, существенными чертами которого являются примат средства над целью, частной цели над смыслом и общечеловеческими интересами, символа над бытием и реальностями современного мира, техники (в том числе и психотехники) над человеком и его ценностями). Сформировалось и воспиталось целое поколение людей с технократическим мышлением, для которых главное – повседневное выполнение плана, конкретных заданий. С годами эти люди потеряли способность мыслить общечеловеческими категориями, дегуманизировались, очерствели. Отсюда – уничтожение лесов, отравление рек, озёр, морей, разрушение материальных и духовных ценностей, культуры и нравственности.
Здесь же вы найдёте сведения о мерах, которые принимают правительства стран, экологические организации для спасения экологии Земли. Наиболее интересны, на мой взгляд, страницы об опасности технократического мышления.
Продолжают тему технократического мышления В. И. Медведев и А. А. Алдашева в книге «Экологическое сознание»[2]. Авторы обращают внимание на то, как в процессе развития человечества менялось его отношение к природе, каким образом можно провести коррекцию поведения людей через правильное экологическое воспитание. Одной из важных проблем, по их мнению, является влияние экстремальных условий на человека, из-за которых возникают симптомы тревожности, мешающие реальному восприятию действительности и приводящие к неадекватным действиям людей по отношению к природе – когда природа воспринимается, как враждебная среда, происходит её «очеловечивание». Они предлагают бороться с этим при помощи вооружения людей научными знаниями об объектах внешней среды, связях, существующих между ними, их значимости для человека.
И, надо сказать, что В. И. Медведев и А. А. Алдашева своевременно поднимают вопрос о воспитании нового – экологического сознания. Именно этим в ближайшее время предстоит заниматься каждому человеку, если он не хочет оказаться в роли безумца, рубящего под собой сук. За рубежом на проблему загрязнения окружающей среды давно обращают внимание и ведут длительные экологические дискуссии. Отголосками этих споров являются две следующие книги, о которых я хочу вам рассказать. Даже по их обложкам видна тревожность, о которой писали наши, отечественные экологи: Гвинн Дайер «Климатические войны: Война за выживание уже началась?»[3] и сборник «Планета Земля: будущее. Глобальная катастрофа уже началась!»[4]
В книге «Планета Земля: будущее» собраны высказывания всемирно известных ученых и общественных деятелей, прозвучавшие в телесериале «Планета Земля», созданном телерадиокомпанией Би-би-си. В разное время участники телесериала обсуждали вопросы кризиса вымирания редких животных, биологического разнообразия, роста населения на ограниченном пространстве Земли, взаимосвязи дикой природы и изменения климата и т.п. вопросы. Отдельно рассматривались заблуждения энвайронментализма (движения, которое утверждает, что все проблемы Земли носят исключительно антропогенный, то есть человеческий характер, отрицая естественные изменения климата). Вот лишь одно из интересных высказываний из сборника, принадлежащее Джеймсу П. Липу: «В биологическом мире можно найти много примеров того, как виды отвечают на сигналы экосистем, например, на сигналы о сокращении пищи или иных неблагоприятных изменениях природной среды. Иное дело мы. Интеллект позволяет нам понять, что мы творим с планетой, задолго до того, как последствия нашей деятельности заявят о себе, и у нас есть возможность отреагировать до того, как станет слишком поздно» (С. 149).
Гвинн Дайер в предисловии к книге «Климатические войны» признаётся, что за её написание его заставило взяться осознание нескольких фактов. Во-первых, он понял, что главным последствием экологических катастроф станет недостаток продовольствия. И совсем не обязательно, что в первую очередь пострадают страны третьего мира – развитые государства никак не защищены перед природой. Следовательно, продовольственная безопасность напрямую связана с экологией, а недостаток еды всегда приводил к войнам. Во-вторых, автор обратил внимание, что уже сейчас военные действия многих могущественных держав связаны с изменением климата. Это взволновало его до глубины души, и заставило заняться «прогнозированием» изменений в человеческом обществе – он попытался представить, что ждёт ту или иную страну в 2029, 2036, 2039, 2042, 2045 и 2055. Большая часть страниц посвящена зарубежным странам – чаще всего в списке автора мелькает США. Для России автор отвёл «Сценарий VIII» (последний в книге) и предопределил нам «критический год» - 2039. Мы находимся где-то в середине общего списка по годам «кризиса». И попали мы в него благодаря аномальной жаре летом 2010 года, когда правительство ввело запрет на экспорт зерна – именно это обстоятельство обратило на себя внимание автора. В целом, он даёт нам очень хорошую оценку: «По сравнению с большинством других стран Россия прошла через первую фазу глобального потепления очень неплохо. Русские не голодали, и в стране сохранился мир. Но всё это относится к повышению глобальной средней температуры всего лишь на два градуса по сравнению с прежним климатом. Никто не знает, что случится, когда она поднимется на четыре градуса» (С. 314).
Ну, а пока ещё есть время задуматься о судьбе нашей Родины после очередной экологической катастрофы, обратим внимание на две книги, в которых идёт речь о Волгоградской области, поскольку спасение планеты следует начинать с той территории, на которой ты живёшь – только так можно изменить ситуацию. Это учебное пособие для студентов-экономистов «Эколого-экономические проблемы России и её регионов»[5] и монография «Родники и реки Волгоградской области», написанная волгоградскими учёными В. А. Брылёвым, Н. А. Самусь и Е. Н. Славгородской[6].
В первой книге рассматривается ряд проблем, которые касаются населения всей России – например, введение платы за водоснабжение, ставшее следствием загрязнения вод (в мире с каждым годом снижается количество пресной воды, пригодной для питья). Однако есть и обзор проблем регионального характера. О Волгоградской области говорится на страницах 240-242, когда рассматривается экологическая обстановка в городах Поволжья, и косвенно – на страницах 242-243, поскольку описываются экологические проблемы Волги. Можно сказать, что по сравнению с Саратовской и Ульяновской областью, наша область менее подвержена загрязнениям воздуха, несмотря на наличие нескольких химических предприятий. Не вошли мы и в число наиболее загрязнённых городов по данным авторов пособия. Однако, проблемы, названные для других городов Поволжья, касаются и нас, и если их не решать, то мы неминуемо окажемся в одном ряду с Саратовом и Ульяновском. 
Чтобы напомнить, о том хорошем, что у нас есть в области, и что стоит защищать, рекомендую посмотреть монографию волгоградских учёных о родниках и реках. Один из авторов этой книги – профессор В. А. Брылёв является редактором учебного пособия для школьников «География и экология Волгоградской области»[7], поэтому, наверняка, вы уже знакомы с его работами. Он прекрасно знает проблемы загрязнения окружающей среды, но не забывает замечать и красоты нашего края. В монографии, которую он написал в соавторстве с коллегами, он рассматривает историю открытия и изучения родников и рек области, затрагивает природные условия формирования поверхностных вод, перечисляет источники минеральных вод, родники и реки в излучинах Волги и Дона, описывает малую гидросеть Волгоградской области. Особый интерес представляет глава о минеральных водах, поскольку несколько их источников находится на территории нашего района (Весёлая Балка) – приводятся результаты химических исследований по каждой скважине, которая используется в промышленной «заготовке» минеральных вод. Кроме этого авторы включили в книгу цветные фотографии водных ресурсов нашего края.
Обращайтесь за этими и другими книгами по экологии в нашу библиотеку!



[1] Хотунцев, Ю. Л. Экология и экологическая безопасность: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Л. Хотунцев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.
[2] Медведев, В. И. Экологическое сознание: учеб. пособие / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. – Изд. второе, доп. – М.: Логос, 2001. – 384 с.
[3] Дайер, Г. Климатические войны / Гвинн Дайер: вер. с англ. В. Гончарова, А. Немировой. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. – 317с.
[4] Планета Земля: будущее / [пер. с англ. Д. Полтевой]. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2008. – 319 с. – (Серия «Новая Эврика»).
[5] Эколого-экономические проблемы России и её регионов: учеб. пособие для студентов экономических вузов; под общ. ред. проф., д-ра геогр. наук В. Г. Глушковой. – М.: Московский Лицей, 2003. – 304 с."
[6] Брылёв, В. А. Родники и реки Волгоградской области: монография / В. А. Брылёв, Н. А. Самусь, Е. Н. Славгородская. – Волгоград: Михаил, 2007. – 200 с.: ил.
[7] География и экология Волгоградской области: учеб. пособие для ср. школы. – 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. проф. В. А. Брылёва. – Волгоград: Перемена, 2005. – 260 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий