Страницы

Страницы

пятница, 30 апреля 2021 г.

«Ветка сакуры». Презентация

 

Главный праздник весны у каждого народа свой. Для нас это – Масленица, для мусульман – Навруз, для жителей Индии – праздник Холи, а у японцев – дни цветения сакуры.

Цветение сакуры с давних пор является праздником и особым днем для японцев, символизируя быстротечность мира и мимолетность красоты каждого мгновения. Обряд ежегодного любования сакурой перекликается с идеями дзен-буддизма. И по сей день каждый японец считает необходимостью посидеть под деревьями сакуры в день полного цвета, пить саке и пиво и отметиться на празднике. Особенно ценится самый пик цветения, когда бутоны раскрыты полностью и вот-вот начнут осыпаться.

Необычайно красивому празднику цветения сакуры посвящена презентация, созданная библиотекарем Наилей Сабитовной Якимович.

Вселенная Булгакова

 В 2021 году исполняется 130 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова.

Почитателей его творчества, влюблённых в Мастера и Маргариту, Алексея, Николку и Елену Турбиных и других героев писателя приглашаем на слайд-презентацию «Вселенная Булгакова», которая пройдет в читальном зале библиотеки 15 мая в 12.00.

 

Ждем вас по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.

четверг, 29 апреля 2021 г.

80 лет Герману Климову

Кировский район Волгограда – родина многих талантливых людей, среди которых два брата-режиссёра Элем и Герман Климовы.

Приглашаем вас на встречу с краеведом Еленой Геннадьевной Филонич, которая будет посвящена 80-летию Германа Климова.

 

Ждем вас в читальном зале библиотеки по адресу: Волгоград, ул. Кирова, 132.

Встреча состоится 13 мая в 15.00!

Международный день танца


Международный день танца ежегодно отмечается по всему миру 29 апреля. Праздник посвящен всем стилям танца. Его начали отмечать с 1982 г. по инициативе Международного совета танца ЮНЕСКО.

29 апреля – дата не случайная. В этот день родился французский балетмейстер Жан-Жорж Новерра, который вошел в историю как «Отец современного балета». Жан-Жорж был реформатором и теоретиком хореографического искусства. Дата была предложена педагогом и хореографом Петром Гусевым.

Жан-Жорж Новерр (29 апреля 1727-19 октября 1810) первым пришёл к мысли о создании отдельного, независимого от оперы балетного спектакля. Ранее балет входил в состав оперы лишь в виде танцевального фрагмента. 

Свои идеи о балете как о законченном представлении с действием, основанном на драматическом развитии, он воплощал в собственных новаторских постановках. Новерр первым начал ставить цельные танцевальные спектакли, имеющие законченный сюжет и персонажей, наделенных характерами. А так же разработал принципы героического балета и балета-трагедии. В 1759 году вышел его знаменитый труд «Письма о танце и балетах», где Новерр обосновал принципы балета-пьесы, воплощаемого средствами действенных пантомимы и танца в содружестве композитора, хореографа и художника.

среда, 28 апреля 2021 г.

Песни Победы. «Два Максима»

1941 год – год рождения многих песен Победы. Большая часть из них носила ярко выраженный пропагандистский характер, другая – менее. Но до наших дней дошли и до сих пор с удовольствием исполняются те песни, которые отражали чувства людей, защищавших Родину. Одной из таких песен стала песня о пулемётчике Максиме и его тёзке-пулемёте.

ДВА МАКСИМА

муз. С. Каца, сл. В. Дыховичного

Однажды поэта Владимира Дыховичного пригласили выступить перед ранеными бойцами. Когда поэт пришёл в госпиталь, то первое, что он увидел, это стоящий в вестибюле под лестницей армейский пулемёт системы «Максим». А среди раненых, как выяснилось, был и хозяин пулемёта, которого звали тоже Максим! Это удивительное совпадение так поразило поэтическое воображение Дыховичного, что он, вернувшись из госпиталя, немедленно засел за сочинение стихотворения о «двух Максимах».

На другой день, встретившись со знакомым композитором Сигизмундом Кацем, поэт показал ему своё стихотворение. Когда тот прочитал стихотворение, то сразу понял, что оно имеет ярко выраженную песенную форму, а песня, если она хороша, воздействует на слушателей намного сильнее, чем просто стихотворение. И. Сигизмунд Кац решил сочинить мелодию к стихотворению Дыховичного.

Флешмоб-воспоминание "Суровая память детства"

ВМУК «ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ СИСТЕМА ГОРОДСКИХ БИБЛИОТЕК» (Волгоград) с 5 по 9 мая 2021 года проводит флешмоб-воспоминание «СУРОВАЯ ПАМЯТЬ ДЕТСТВА».

Ветеранами Великой Отечественной войны мы гордимся! Их воспоминания - память огненных лет. Но они были не единственными, кто может поведать потомкам правду о войне. Дети войны тоже пережили трагедию ХХ века. В канун празднования Великой Победы мы обращаемся к живому свидетельству детей военного Сталинграда, чтобы почтить ушедших ветеранов и мирных жителей фронтовых 40-х.

 

ЧТОБЫ ПОМНИЛИ - СОХРАНИМ ИСТОРИЮ ВМЕСТЕ!

С материалами флешмоб-воспоминания можно будет познакомиться в социальной сети ВКонтакт на странице сообщества «Память нашей Победы». 

вторник, 27 апреля 2021 г.

Чернобыль. Сохраняя память

 Тридцать пять лет прошло со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Но рана от этой трагедии не заживает ни в сердцах людей, ни на земле, отравленной радиоактивными веществами. В память об этом событии в библиотеке прошел показ слайд-презентации «Чернобыль. Сохраняя память».

В своей презентации Короткова Е.С. постаралась показать и рассказать о причинах техногенной катастрофы в Чернобыле, отдать должное мужеству людей, самоотверженно боровшихся за устранение последствий аварии на АЭС, сравнить, как выглядели населенные пункты до и после этой трагедии. Елена Сергеевна показала какой урон был нанесен экологии не только СССР, но и других стран.

Фильм «Поднятая целина» 1959 года

27-28 апреля 1960 года на экраны СССР вышла 1- я и 2-я серии трехсерийной экранизации романа Михаила Шолохова «Поднятая целина», созданной Александром Гавриловичем Ивановым («Ленфильм»). Фильм стал лидером проката: его посмотрели 30,2 миллионов человек. Премьера 3-й серии фильма прошла 29 апреля 1961 года.

В отличие от экранизации «Поднятой целины» 1939 года (реж. Ю. Райзман), поставленной по первой книге романа, новое воплощение шолоховского произведения на экране, охватывает все его части, является цельным и завершенным. Александр Иванов использует преимущества многосерийности, он стремится сохранить важнейшие событийные линии и систему образов, передать эпическую широту замысла писателя.

Ему многое удается, особенно в тех эпизодах, где на первый план выходят человеческие судьбы, взятые на крутом историческом повороте.

Роль Макара Нагульнова в исполнении Евгения Матвеева заметно выделялась среди других: в этом образе соединились романтика и земная достоверность, мечтательность и бешенный напор энергии. Петру Чернову в роли Семена Давыдова больше удались народные сцены, особенно знаменитая сцена «бабьего бунта».

Благодаря фильму «Поднятая целина» Александра Иванова появилось понятие «шолоховский актер». При отборе исполнителей ролей в своем фильме режиссер отдал предпочтение 5 актёрам из фильма «Тихий Дон» Сергея Герасимова (1957) и двум актёрам из фильма с тем же названием режиссёров Ольги Преображенской и Ивана Правова (1928). Андрей Абрикосов (Григорий Мелехов 1928 года) сыграл роль Ипполита Шалого, Пётр Чернов (хорунжий Илья Бунчук – фильм 1957 года) – Семёна Давыдова, Пётр Глебов (Григорий Мелехов 1957 года) – есаула Половцева, Игорь Дмитриев (Евгений Листницкий) – Лятьевского, Михаил Васильев (Христоня) – Никиту Хопрова, Людмила Хитяева (Дарья) – Лушку. Хитяеву на роль отобрал лично Шолохов. Деда Щукаря в обеих экранизациях блистательно сыграл один и тот же актёр – Владимир Дорофеев.

понедельник, 26 апреля 2021 г.

Библионочь-2021. "От книжных страниц до космических орбит"

 Библионочь-2021 проходила в Год науки и технологий, в год 60-летия полёта первого человека в космос, поэтому была посвящена космической теме и называлась «От книжных страниц до космических орбит». Для библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова она была восьмой по счету.

На время акции библиотека обрела «космический» антураж. В читальном зале были оформлены две фотозоны: «Космос» и «Земля», на абонементе – выставка работ Сергея Асиянова, посвященных космосу. Для акции были оформлены иллюстрированные книжные выставки: «Мы первые!», «Космическое братство», «Земля и космос», «В дом возвратиться свой!» и «Со звёздами таинственная связь».

Первая часть акции «Космическое путешествие» проходила в читальном зале библиотеки. Она началась с кадров запуска первого человека в космос. Прозвучало вступительное слово заведующей библиотекой Дрыжак И.О., и эстафета перешла в руки ведущей – учащейся 10 класса МОУ СШ № 56 Жуковой Екатерины, которая пригласила на сцену учащихся МБУ ДО ДШИ №1. Вокальный ансамбль «Скворушка» (руководитель Гуторова Мария Сергеевна, концертмейстер Кудряшова Татьяна Георгиевна) исполнили две песни «Юные космонавты» и «Про веселого кота». 

Дуэт аккордеонистов в составе: Азизов Илья и Войченко Данил, (руководитель Нуянзина Ирина Петровна) исполнили Вальс-мюзет «Французская открытка» композитора В.Боканова, гитарист Сидоров Дмитрий – (преподаватель Ларина Светлана Владимировна) исполнил пьесу «Сумерки» композитор Лукянчеков. Танец «Полет» представила зрителям Анна Григорьян (преподаватель Кабанова Оксана Григорьевна).

Памятка для детей по пожарной безопасности

 Шалость детей с огнем – довольно распространенная причина пожара. Ребенок, оставшись без присмотра, может взять спички и, подражая взрослым, поджечь бумагу, включить в розетку электрический нагревательный прибор или даже устроить костер. Виноваты в этом, конечно, родители, которые оставляют одних детей в квартире, не прячут от них спички, не контролируют поведение детей, не следят за их играми, а иногда, потакая детским капризам, разрешают играть со спичками, поручают разжигать или присматривать за горящими конфорками газовой плиты, топящимися печами, работающими электробытовыми приборами.

Трагедии можно избежать. Необходимо постоянно разъяснять ребенку опасность игр с огнем, хранить спички или иные зажигательные принадлежности, а также особо опасные в пожарном отношении изделия, предметы и материалы вне досягаемости детей и по возможности не оставлять детей надолго без присмотра. Ведь обучение - это привитие элементарных навыков осторожного обращения с огнем и умение правильно действовать в случае возникновения пожара. Соблюдение этих правил должно стать для детей таким же обязательным и естественным, как соблюдение санитарно – гигиенических правил. Помочь им в этом обязаны мы, взрослые.

При обучении детей противопожарной безопасности рекомендуем использовать следующую памятку.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Шалость опасна ребята с огнем–огонь может сжечь и квартиру и дом!

 

Пожары причиняют людям большие несчастья. Чтобы избежать этого, нужно строго соблюдать правила пожарной безопасности.

Помните! Эти правила требуют только одного: осторожного обращения с огнем.

В первую очередь не играйте со спичками, следите, чтобы не шалили с огнем ваши товарищи и маленькие дети.

Не устраивайте игр с огнем в сараях, подвалах, на чердаках. По необходимости ходите туда только днем и только по делу, а в вечернее время для освещения используйте электрические фонари.

Граждане взрослые! Берегите детей от пожаров!

 

По статистическим данным МЧС Российской Федерации с начала 2021 года в РФ возросло число случаев гибели детей на пожарах. Спасатели отметили, что большинству тех, чьи жизни унес огонь, не исполнилось и десяти лет. Почти 50 процентов трагических случаев произошли из-за нарушений правил устройства и эксплуатации электрооборудования, более трети возгораний – результат неосторожного обращения с огнем.

По статистике каждый 20-й пожар происходит из-за детской шалости или неосторожного обращения с огнём. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за недостаточного контроля за детьми со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад.

Хотим напомнить взрослым простые правила, которые стоит соблюдать, чтобы сделать жизнь детей максимально безопасной:

воскресенье, 25 апреля 2021 г.

25 апреля 1943 года. Ленинград - Сталинграду

25 апреля 1943 года в Сталинград прибыло 40 вагонов из блокадного Ленинграда. Вагоны были загружены строительными механизмами, инструментом, электромоторами, радиоаппаратурой, различными материалами и книгами.

 

В фондах Ленинградского областного комитета КПСС (Ф. 24) и Ленинградского городского комитета КПСС (Ф. 25) Центрального государственного архива историко-политических документов (ЦГАИПД СПб) содержится комплекс источников, свидетельствующих о взаимодействии Ленинграда и Сталинграда в восстановительный период. Выявленные архивные документы позволяют оценить формы и масштабы оказанной поддержки в экстремальных условиях военного времени.

Прежде всего, стоит обратить внимание на материалы переписки Ленинградского и Сталинградского комитетов партии. 27 марта 1943 г. второй секретарь Ленинградского обкома и горкома А.А. Кузнецов отправил руководителям Сталинграда телеграмму, в которой содержался запрос о необходимой помощи. В скором времени последовал ответ от первого секретаря Сталинградского обкома и горкома ВКП(б) А.С. Чуянова с благодарностью ленинградцам и перечислением требовавшихся для восстановления материалов. В том числе в телеграфном тексте Чуянова содержалась просьба об оказании содействия в разработке проектов жилых и административных зданий.

Ленинград живо откликнулся на просьбу: около пятидесяти промышленных и хозяйственных предприятий города начали сбор и подготовку грузов к отправке. Документы из фондов ЦГАИПД, ранее не привлекавшиеся в целях исследования темы, содержат подробную характеристику направленных каждым учреждением материалов и их количества в Сталинград. Например, завод резиновой обуви «Красный треугольник» и «Ленинградский регенераторный завод» выделили из своих ресурсов для Сталинграда 48 наименований инструментов, строительных материалов и измерительных приборов. Среди них – дрели, напильники, рубильники, резьбомеры, угломеры. Заводы оборонной промышленности (13 предприятий) направили в Сталинград бетономешалки, лебедки, электромоторы, насосы, краны, трубы и многое другое. 

пятница, 23 апреля 2021 г.

Ждём вас завтра на БиблиоНочь!

Завтра стартует Библионочь!

«Космической» Библионочи – космическое оформление!

Читальный зал и абонемент библиотеки «приоделись» в звёздные наряды и приукрасились книжными выставками.

 

Библионочь-2021. Готовимся и ждём гостей!

Хлопоты перед Библионочью – это особое настроение, когда креатив кипит и просится наружу.

Каждый сотрудник библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова – человек творческий, увлекающийся. Все настроены оптимистично и позитивно. И этот общий коллективный настрой проявляется в каждом действии – будь это оформление залов или создание музыкального ряда для театральной постановки или подборка видеофайлов для показа.

     Надеемся, что наш «звёздный» дизайн придётся по нраву участникам акции Библионочь-2021!

Вас ждут выступления музыкальных коллективов Детской школы искусств № 1, клуба пожилых людей «Гармония», дуэт «Хорошие девчата», молодежного объединения «Казачий Спас», ансамбля «Кружева», творческого объединения «Муза».

Ценителей поэзии приглашаем на встречу с членами литературного объединения «Авангард» и ВОО «Союз военных писателей» Борисом Гучковым, Владимиром Толмачёвым, Анатолием Гринюком, Зинаидой Коломейцевой и др.

Вехи космического пути. Орбитальная космическая станция «Салют»

 19 апреля 1971 - запущена орбитальная космическая станция «Салют» - орбитальная станция первого поколения.

23 апреля 1971 г. запущен космический корабль «Союз-10» с экипажем в составе В.А. Шаталова, А.С. Елисеева и Н.Н. Рукавишникова для стыковки с ОКС «Салют».

 Советская долговременная научная космическая станция «Салют», стартовавшая в космос 19 апреля 1971 г., успешно функционировала на орбите спутника Земли около 6 месяцев — до 11 октября 1971 г.

Работа над ОКС «Салют» началась в конце 1969 года. В это время ЦКБЭМ было в СССР признанным лидером в области реализации пилотируемых космических программ. Над созданием пилотируемых средств в интересах Минобороны СССР работал и коллектив Центрального конструкторского бюро машиностроения (ЦКБМ, г. Реутов), возглавляемый генеральным конструктором В.Н. Челомеем. ЦКБМ разрабатывал пилотируемый орбитальный комплекс «Алмаз», который должен был стать противовесом американскому проекту MOL (пилотируемая орбитальная станция военного назначения с задачами разведки и управления с орбиты наземными военными средствами).

США активно работали над созданием орбитальной станции «Скайлэб» с использованием в качестве ее гермокорпуса бака III ступени ракеты-носителя «Сатурн-5». Был уже определен срок запуска этой станции – середина 1972 года. Наша страна явно упускала приоритетное направление работ. Дух соперничества между двумя ведущими космическими державами явился, в известном смысле, прекрасным стимулом для развития в них космической техники, в том числе по направлению создания орбитальных станций.

четверг, 22 апреля 2021 г.

Моё ПроЧтение. Георгий Мартынов «Каллисто», «Каллистяне»

 Мы публикуем эссе, написанное для проекта ВМУК "ЦСГБ" "Моё ПроЧтение", посвящённого космической тематике.

Мартынов, Г. С. Каллисто : научно-фантастический роман / Г. С. Мартынов. - Ленинград : Лениздат, 1989. - 479 с. : ил. - (Отвага. Умение. Честь).

Георгий Сергеевич Мартынов стал моим любимым автором с первой прочитанной в юности книги («Гость из бездны»).

Удивительно, но, сочетая в себе все черты фантастики 50-60-х годов, романы Мартынова при повторном чтении не выглядят анахронизмом, не вызывают досады от примитивности изложения сюжета, несмотря на естественные для автора «догагаринской эпохи» «проколы». Наоборот, некоторые «детали», словно бы приблизились, «прорезались», стали чётче, как будто я посмотрела на них в телескоп. Наверное, потому, что человечество только в последнее десятилетие «доросло» до некоторых технических открытий и проблем, которые Мартынов описывал в своих книгах пятьдесят-шестьдесят лет назад.

Дилогия романов «Каллисто» и «Каллистяне» была написана Мартыновым в 1957-1960-м годах, поэтому в них упоминается партия, которая выступает в роли заказчика всего совершаемого героями. Остальные элементы типичного набора литературных приёмов фантастики того периода (контакт с инопланетянами, борьба со шпионами и диверсантами и т. п.) не вызывают усмешки, потому что всё прилажено и подогнано так, что выглядит единым целым, и органично вписывается в сюжет. К тому же автор сознательно «сгладил» углы, не приписав диверсию ни одному западному государству, «переведя стрелки» на неизвестную организацию, заинтересованную в том, чтобы советская наука не обогатилась инопланетными технологиями. В свете современных теорий заговоров смотрится логично и достоверно. Слегка огорчает, правда, скудное количество сведений о космонавтике, которыми оперирует автор, но это простительно для человека его времени.

Международный День Матери-Земли

 22 апреля отмечается День Земли – важный праздник самой планеты, когда люди разных стран и народов объединяются в рамках мероприятий, ориентированных на сохранение окружающей среды.

 История Дня Земли началась в конце 1960-х годов в Соединенных Штатах. Тогда процветало движение хиппи, страну охватили протесты против войны во Вьетнаме. Вопросы, связанные с экологией, не были темой бурных обсуждений, люди не интересовались охраной окружающей среды, мощные автомобили прожигали уйму топлива, а запах заводов считался признаком процветания. Однако экологическая обстановка не устраивала политика Гейлорда Нельсона, который решил взять проблемы планеты в свои руки. В январе 1969 года он стал свидетелем крупнейшей катастрофы – разлива нефти в океан у побережья Санта-Барбары. Эта утечка привела к гибели тысяч птиц, дельфинов и других морских животных.

Нельсон создал образовательное движение по защите природы, и уже 22 апреля 1970 года многомиллионная толпа американцев вышла на улицы, чтобы показать желание бороться за здоровую и устойчивую окружающую среду. Это был первый День Земли в истории.

среда, 21 апреля 2021 г.

Моё ПроЧтение. Геннадий Семенихин «Космонавты живут на земле»

 Мы публикуем эссе, написанное для проекта ВМУК «ЦСГБ» «Моё ПроЧтение», посвященного 60-летию первого полёта человека в космос.

Семенихин, Г. А. Космонавты живут на земле : роман-дилогия / Г. А. Семенихин. – Москва : Воениздат, 1976. – 637 с. : ил.

Роман Геннадия Семенихина «Космонавты живут на земле» уникален и не имеет аналогов в отечественной литературе. Это – книга, написанная в жанре социалистического реализма. В предисловии к одному из изданий романа Семенихин утверждал, что она о будущем космонавтики. На тот момент это утверждение было справедливым. Если посмотреть материалы, связанные с «лунной программой» СССР, в них легко можно найти планы, описанные в романе Семенихина. Они должны были реализоваться через 5-6 лет после выхода книги. Увы, «лунная программа» была свёрнута и с современной точки зрения концовка романа (полёт к Луне) может быть определена как «альтернативная история».

Главная идея произведения Геннадия Семенихина отражена в его названии. Следует отметить, что автор начинает раскрывать её в первой части дилогии и окончательно проясняет на последней странице второй. Сначала главный герой отмечает, что, лётчик живёт в небе, а космонавт на земле – десятилетиями готовится к полёту. И уже вернувшись на Землю, размышляет: «Отчего так прекрасно на Земле? <…> Это, наверное, оттого, что на ней властвуют силы земного притяжения. И вовсе не одна, открытая стариком Ньютоном. Силы земного притяжения – их много, ребята! Это и любовь к седенькой старенькой матери, и улыбки друзей, и горячие ласки Лидии». Слово «земля» в авторской трактовке проходит эволюцию – от обозначения тверди земной до обозначения планеты. В названии романа всё же земля упоминается в обыденном, не возвышенном смысле.

Герои космоса. Александр Иванович Лавейкин

 21 апреля 1951 г. (70 лет назад) родился летчик-космонавт СССР № 61, Герой Советского Союза Александр Иванович Лавейкин.

Александр Иванович Лавейкин родился в Москве в семье военнослужащего. Его отцом был генерал-майор авиации, Герой Советского Союза Иван Иванович Лавейкин.

Желание стать космонавтом у Лавейкина возникло 12 апреля 1961 года, когда он узнал о полёте в космос Юрия Гагарина. До этого момента он собирался пойти по стопам отца и стать лётчиком-истребителем. Приняв решение, Александр твёрдо взял курс на отряд космонавтов – по окончании школы закончил Московское высшее техническое училище им. Н. Баумана по специальности «Производство космических аппаратов» (параллельно занимался парашютной подготовкой в аэроклубе и сделал приличное количество прыжков), добился распределения в НПО «Энергия». И лишь оттуда в 1978 году «перебрался» в отряд космонавтов.

Прошел курс общекосмической подготовки, курс подготовки к полетам на космических кораблях «Союз ТМ», орбитальных станциях «Мир» и «Салют», многоразовой космической системе «Буран».

Космический полёт совершил 6 февраля 1987 года к орбитальной станции «Мир» в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-2» (командиром корабля был Юрий Романенко). На станции проработал до 30 июля 1987 года, после чего вернулся на Землю с советско-сирийским экипажем экспедиции посещения. Общая длительность полёта составила 174 суток 3 часа 25 минут и 56 секунд. Во время пребывания на станции Александр Лавейкин три раза выходил в открытый космос, где провёл в общей сложности 8 часов 48 минут.

Приводим выдержки из интервью с Александром Лавейкиным, где он вспоминает о своём полёте:

вторник, 20 апреля 2021 г.

Книги-юбиляры. «Убийство на улице Морг» Эдгара Алана По

 20 апреля 1841 года (180 лет назад) был опубликован первый в истории литературы детективный рассказ Эдгара Алана По «Убийство на улице Морг».

Название рассказа порой переводится «Убийства на улице Морг» или «Двойное убийство на улице Морг».

Именно с этого произведения принято начинать отсчёт развития детективного жанра.

Предполагают, что на написание рассказа По вдохновили записки французского сыщика Франсуа Видока, вышедшие в Париже в 1838-м году. Отмечают сходство описаний известного сыщика и сюжета рассказа. Некоторые исследователи творчества Эдгара По утверждают, что Дюпен был списан с Видока.

Вместе с двумя другими новеллами («Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо») «Убийство на улице Морг» составляет трилогию «логических рассказов» о сыщике О. Дюпене.  Произведение заложило основы жанра классического детектива как повествования о разгадывании тайны преступления. Именно здесь впервые сложилась устойчивая пара персонажей: гениальный сыщик, обладающий феноменальной наблюдательностью и могучим логическим мышлением (Огюст Дюпен) и его друг, повестователь-хроникер, от имени которого ведется рассказ. Рассказчик «Убийств…» - фигура почти абстрактная, чисто условная ибо выполняет сугубо служебную роль в структуре произведения (как впоследствии доктор Ватсон у А. Конан-Дойля или капитан Гастингс у А. Кристи). Его основная функция – комментировать поступки Дюпена.

Песни Победы «Партизанская борода»

 Победа начиналась задолго до штурма Берлина. Мы не устанем это повторять. Она начинала коваться до войны, и в огненные годы эта работа не прекращалась ни на минуту. Песни Победы то звали в бой, то дарили минуты отдыха, заставляли улыбаться и шутить. Одну из шуточных песен времён Великой Отечественной войны мы хотим сегодня напомнить нашим читателям.

 ПАРТИЗАНСКАЯ БОРОДА

муз. Л. Бакалова, сл. М. Лапирова

 

Писать стихи молодой поэт Михаил Лапиров начал ещё в середине 30-х годов. Некоторые из его творений привлекли внимание композиторов и стали песнями, но широкого распространения ни одна из них не получила. Настоящий успех пришёл к нему в 1943 году, когда он написал замечательное стихотворение «Партизанская борода».

Идею песни подсказала поэту известная русская народная песня «Борода», которая начиналась такими словами: «Борода ль моя, бородушка, борода ль моя бобровая». Рассказывая о курьёзных хлопотах, которые доставляла борода молодому партизану, Лапиров использовал первую строку народной песни, слегка её перефразировав: «Борода ль моя, бородушка, до чего ты отросла».

Стихотворение так понравилось композитору Леониду Бакалову, что он написал к нему мелодию. Песня имела большой успех, и с этого момента между композитором и поэтом установилось многолетнее плодотворное сотрудничество. Всенародную известность «Партизанская борода» получила лишь тогда, когда её начал петь на своих концертах и записал на пластинку Леонид Утёсов.

 

Реликвии донского казачества: онлайн-конференция

 16 апреля на платформе zoom прошла онлайн-конференция «Реликвии донского казачества», в котором приняла участие ведущий библиограф библиотеки М. Н. Урусова.

Организаторами конференции были: Волгоградское региональное отделение Ассамблеи народов России в рамках социального проекта «Реликвии Донского казачества» совместно с   ГКУВО «Центр документации новейшей истории Волгоградской области» и Областным центром казачьей культуры ВГИИК, Казачий центр государственной службы.

В ходе конференции были заслушаны доклады руководителей центров казачьей культуры, представителей научной и творческой интеллигенции которые работают в сфере сохранения и продвижения казачьей культуры материального и нематериального наследия, а так же предоставлялась возможность выступить с докладами и начинающих историков и краеведов, школьников и студентов.

Более 70 докладов присланных из разных уголков нашей страны, и оформленных в виде статей будут опубликованы и изданы в сборнике «Реликвии Донского казачества».

В работе конференции принимали участие : представители научной и творческой интеллигенции, архивисты и краеведы, представители казачества, работники музеев, библиотек, центры казачьей культуры, преподаватели средних школ и гимназий муниципальных районов области, преподаватели и студенты колледжей а так же студенты и преподаватели Волгоградского государственного института искусств и культуры.

понедельник, 19 апреля 2021 г.

Исторический четверг. «На заре космической эры»

 Третья встреча лектория «Исторический четверг» в 2021 году была посвящена истории космонавтики России. Началась она с просмотра кадров кинохроники о полёте первого человека в космос, а затем её участники отправились в прошлое. Ориентиром в этом путешествии им служила книга академика В. П. Глушко «Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР», согласно которой впервые ракеты были применены в 1516 году против турков. Это была первая ступень к космосу, хотя тогда об этом никто не догадывался.

Из лекции участники встречи узнали об ученых и инженерах, чьи разработки стали ступенями к полёту Ю. А. Гагарина – А. Д. Засядко, К. А. Шильдере, К. И. Константинове, Н. И. Кибальчиче, К. Э. Циолковском, Ю. В. Кондратюке, Ф. А. Цандере, В. П. Ветчинкине, Н. А. Рынине, А. А. Штернфельде, Н. И. Тихомирове, М. К. Янгеле. Особое внимание было уделено роли С. П. Королёва как Главного конструктора советской космонавтики.

Рассказ об исследователях и исследованиях космоса сопровождался показом электронной презентации «Дорога в космос», а также видеоклипом «Ю. В. Кондратюк». Интерес слушателей вызвали запуски в космос собак (прозвучали истории полётов Дезика и Цыгана, Лайки, Белки и Стрелки, Звёздочки), а также отрывки из первого фантастического фильма СССР (1924) «Космический рейс», консультантом которого был К. Э. Циолковский.

19 апреля – День подснежника

 Ежегодно 19 апреля, во многих странах мира люди отмечают настоящий весенний праздник первых цветов – День подснежника.

В мире первые подснежники начинают еще в январе и продолжают свое цветение до конца апреля в зависимости от климатической зоны, в которой они произрастают. Подснежник сигнализирует о том, что весна пришла.

Первыми начали отмечать этот праздник англичане еще в 1984 году. 19 апреля как день праздника выбрали именно они, ориентируясь на свой климатический пояс.

В Англии подснежники пользуются очень большой популярностью, а местные жители относятся к ним очень трепетно. Говорят, что это связано со старинным поверьем, в котором говорится, что если посадить подснежники вокруг дома, в котором живешь, они обязательно уберегут его жителей от злых духов.

Но самое главное достоинство, что подснежники являются первыми цветами, которые расцветают после зимы. Пахучими белоснежными цветами украшают многие клумбы в Соединенном Королевстве. Англичане разводят их, как голландцы тюльпаны.

Любят подснежники и в других странах. С ними связано очень много легенд.

По библейской легенде в тот день, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, была зима. Трескучие морозы после тепла райского сада девушке показались особенно жестокими. Долго шла первая пара людей по земле. Не знали они, куда лежит их путь. От отчаяния и безысходности Ева села на землю и заплакала. Горячие слезы пробили толстый слой снега. В тех местах, где упали слезинки, выросли цветы невероятной красоты. Маленькие подснежники очаровали Еву и дали ей надежду на светлое будущее. Первый весенний цветок по праву считается вестником надежды. Он вселяет в сердца людей радость и дарит весть о приближении весны.

воскресенье, 18 апреля 2021 г.

День всемирного наследия

 18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест (День всемирного наследия).

Дата 18 апреля закреплена в 1983 году Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) созданной при ЮНЕСКО, с целью привлечь внимание общественности к вопросам защиты и сохранения всемирного культурного наследия. Впервые, на межгосударственном уровне, день памятников и исторических мест отмечался 18 апреля 1984 года.

В рамках празднования Дня всемирного наследия проводятся конференции по вопросам сохранения и защиты культурного наследия, а также другие мероприятия. Некоторые музеи в этот день (также, как и в Международный день музеев) можно осмотреть без покупки входного билета, бесплатно. Также посетители могут побывать в архитектурных комплексах и исторических зданиях, которые в обычные дни закрыты для посещения.

Проблема сохранности памятников истории и архитектуры чрезвычайно актуальна и с каждым годом требует большего и большего внимания к себе, учитывая хрупкость древних строений и варварское отношение к ним ряда людей. Напомним лишь о самых известных культурных потерях последних десятилетий:

Два гигантских изваяния высотой 37 и 55 метров, бывшие частью храмового комплекса Бамианской долины в Афганистане, всего несколько лет назад славились как прекрасный образец буддистской ритуальной скульптуры. К сожалению, в марте 2001-го года бесценные статуи были взорваны членами радикальной группировки талибов по приказу муллы Мохаммеда Омара.

ЮНЕСКО приняла решение не восстанавливать скульптуры из-за дороговизны проекта.

суббота, 17 апреля 2021 г.

Пьесы-юбиляры. «Чайка» Антона Павловича Чехова

В 2021 году исполняется 125 лет (1896) пьесе Антона Павловича Чехова «Чайка»

 

«Чайка» – это пьеса о людях искусства, о муках творчества, о беспокойных, мятущихся молодых художниках и о самодовольно-сытом старшем поколении, охраняющем завоеванные позиции. Это пьеса и о любви («много разговоров о литературе, мало действия, пять пудов любви», – шутил Чехов), о неразделенном чувстве, о взаимном непонимании людей, жестокой неустроенности личных судеб. Наконец, это пьеса и о мучительных поисках истинного смысла жизни, «общей идеи», цели существования, «определенного мировоззрения», без которого жизнь – «сплошная маета, ужас».

Пьеса Антона Павловича Чехова «Чайка», написанная в 1895-1896 годах, впервые была опубликована в журнале «Русская мысль» №12 в 1896 году. Премьера пьесы, которая состояла из четырёх действий, состоялась 17 октября 1896 года на сцене Александринского театра. Считается, что именно с этой пьесы начинается Чехов – гениальный драматург. Сегодня всем известен стилизованный силуэт чеховской чайки, созданной по эскизу Фёдора Шехтеля, ставшей эмблемой МХТ.

«Чайка» - пьеса, подлинная внутренняя тема которой раскрывается перед нами не сразу - подобно тому, как не сразу мы разбираемся в тех сложных положениях, противоречивых сплетениях обстоятельств, которыми дарит нас сама жизнь. И как сама жизнь эта пьеса проста и сложна. Автор как бы предлагает нам «на выбор» различные варианты понимания пьесы.

«На берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку!»

пятница, 16 апреля 2021 г.

Русский изобретатель телеграфа Павел Львович Шиллинг

 16 апреля 1786 года (235 лет назад) родился русский изобретатель телеграфа Павел Львович Шиллинг.

 

Балтийский немец, сын русского офицера, барон Павел Львович Шиллинг родился 16 апреля 1786 года в Ревеле.

Часть детства провёл в Казани, где его отец, полковник Лев фон Шиллинг (Людвиг-Иосиф-Фердинанд Шиллинг фон-Канштадт), командовал 23-м Низовским пехотным полком. После смерти отца по Высочайшему повелению 7 марта 1797 года был принят в кадетский корпус, по окончании которого в 1802 году был зачислен в свиту по квартирмейстерской части. В 1803 году оставил военную службу и перешёл в Коллегию иностранных дел в качестве переводчика (с чином X класса); до 1812 года работал в русской миссии в Мюнхене, где его отчим барон Карл Яковлевич Бюлер был посланником. Здесь он посещал так называемый «Museum», место встречи членов Мюнхенской Академии наук; в 1810 году принял непосредственное участие в опытах анатома С. Т. Земмеринга над «электролитическим телеграфом», который позже захватил с собой в Россию, где осенью 1812 года показывал императору Александру I.

16 апреля - Всемирный день голоса

 16 апреля отмечается праздник, название которого первоначально вызывает ассоциации на тему вокальных способностей человека. Речь идёт о Всемирном дне голоса. В действительности этого праздника, появившаяся в конце 1990-х годов, была посвящёна феномену голоса человека и его роли в жизни людей.

Инициатором учреждения международного праздника выступила Американская Академия отоларингологии. В России к празднованию этого дня присоединились в 2006 году.

Цель учреждения Международного дня голоса – привлечение внимания врачей-специалистов, а также всех людей на Земле к феномену человеческого голоса – дару, позволяющему людям общаться, выражать свои эмоции и чувства, радовать красотой звучания и т.д.

Традиционно 16 апреля во всех странах, присоединившихся к празднованию Дня, проходят мероприятия с участием врачей-специалистов, чья специализация напрямую или косвенно связана с поддержанием здоровья голоса человека, профилактикой и лечением заболеваний голосового аппарата. Семинары, лекции и симпозиумы собирают врачей, как на уровне регионов, так и на международном уровне, позволяя обмениваться опытом. В них принимают участие фониатры, оториноларингологи, невропатологи, эндокринологи.

Отдельные мероприятия (дни открытых дверей и концерты) проводят представители профессий, где голос играет ключевую роль: дикторы, теле- и радиоведущие, актёры, певцы, журналисты и другие. Так, послом Международного дня голоса в России в 2015 году стала оперная певица Светлана Феодулова – обладательница самого высокого голоса в мире.

четверг, 15 апреля 2021 г.

«Крылатая душа». Николай Гумилев

 15 апреля 1886 года (135 лет назад) родился Николай Степанович Гумилёв.

 Русский поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, представитель литературы Серебряного века, основатель школы русского акмеизма Николай Степанович Гумилёв родился в Крондштадте в семье корабельного врача.

Рос будущий поэт сначала в Царском Селе, затем в Тифлисе. В 1903-м году поступил в 7 класс Царскосельской гимназии, которую закончил в 1906 году. К этому моменту на счету Николая Гумилёва уже было издание сборника «Пусть конквистадоров» и знакомство с будущей женой – Анной Горенко (Ахматовой).

После окончания гимназии Гумилёв едет учиться в Сорбонну, где продолжает писать стихи. В 1908 году выходит его сборник «Романтические цветы», посвященный Анне Ахматовой.

В 1908 году поэт возвращается в Россию, но снова покидает её, чтобы отправиться с экспедицией в Синоп, Стамбул, Грецию, Египет, Африку…

В 1909 году Гумилев поступает в Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре переводится на историко-филологический, участвует в издании журнала «Аполлон». В 1910 году выходит третий сборник его стихов «Жемчуга», получивший прекрасные отзывы от старших поэтов. В этом же году Николай Гумилёв женится на Анне Ахматовой.

В 1911 году при участии Гумилева было создано поэтическое объединение «Цех поэтов», в который входили О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Нарбут, М. Зенкевич, Е. Кузьмина-Караваева. В 1912 году Николай Степанович объявил о появлении нового художественного течения акмеизм, вскоре был создан журнал «Гиперборей», вышел сборник Гумилева «Чужое небо». В 1913 году поэт снова отправляется на Восток.

С началом Первой мировой войны жизнь поэта делает крутой поворот – он отправляется добровольцем на фронт в составе Лейб-Гвардии Уланского полка, за героизм получает Георгиевские кресты IV и III степеней. 

В письме к М. Лозинскому Гумилёв писал: «В общем, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни <…> Почти каждый день быть под выстрелами, слышать визг шрапнели, щелканье винтовок, направленных на тебя, — я думаю, такое наслажденье испытывает закоренелый пьяница перед бутылкой очень старого, крепкого коньяка».

Герои космоса. Георгий Тимофеевич Береговой

 15 апреля 1921 года (100 лет назад) родился летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой.

 

Георгий Тимофеевич Береговой родился в селе Фёдоровка Полтавской области, позже семья перебралась в Енакиево в Донбассе, где и вырос будущий космонавт.

Тяга к небу у Георгия проявилась рано. Ещё обучаясь в школе, он становится инструктором в кружке авиамоделирования при Городской технической станции. После окончания 8 класса работает на металлургическом заводе и ходит в аэроклуб. После службы в армии в 1941 году заканчивает Ворошиловградскую школу военных лётчиков имени Пролетариата Донбасса.

 С августа 1942 года участвует в Великой Отечественной войне. Заканчивает её Героем Советского Союза, обладателем двух орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Богдана Хмельницкого 3-й степени, ордена Отечественной войны 1-й степени. За годы войны совершил 186 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Был трижды сбит.

После войны служит лётчиком-испытателем. Им было испытано более 60 типов самолётов, первым испытывал гермошлем ПШ-4. В 1949 году, испытывая истребитель МиГ-15 со стреловидным крылом, впервые освоил пилотирование реактивного самолёта в условиях штопора. Обучал лётчиков входу в штопор и выводу самолёта из штопора на самолётах Су. В 1956 окончил Военно-воздушную академию (с 1968 имени Ю. А. Гагарина). В 1961 был удостоен звания «Заслуженный лётчик-испытатель СССР».

В отряд космонавтов пришёл в 1963 году, после разговора с генералом Н. П. Каманиным, которому высказал свою просьбу. На тот момент Георгию Береговому было 42 года.

В ходе подготовки к космическому полету во время испытания в сурдокамере Георгий Береговой вырезал перочинным ножом из дерева модель самолета Як-3, на котором летал в войну.

26 октября 1968 года в кабине космического корабля «Союз-3» он стартовал в космический полет, успешно выполнил сложные задания по сближению с беспилотным кораблем «Союз-2» с использованием системы ручного управления, провел маневрирование в космосе и другие эксперименты и 30 октября благополучно приземлился в заданном районе.

среда, 14 апреля 2021 г.

Песни Победы «Гадам нет пощады»

Много лет прошло с момента окончания Великой Отечественной войны. И, увы, приходится констатировать, что не все песни, достойные получить звание «песня Победы» дошли до нас в первозданном виде или остались популярными. Ещё печальнее, что не сохранилось свидетельств о том, как они создавались. К сожалению, песня, о которой мы сегодня хотим напомнить – из их числа.

 

ГАДАМ НЕТ ПОЩАДЫ

Музыка: А. Островский. Слова: И. Финк и М. Червинский

 «Боевую песню мы в года былые на штыке советском гордо пронесли...»

Веселая и ироническая джазовая песенка о фашистах «Гадам нет пощады» была сочинена участником оркестра Леонида Утесова Аркадием Островским (тем самым знаменитым композитором, чьи песни вошли в Золотую коллекцию песен Советского Союза) на слова журналиста Ильи Финка и литератора Михаила Червинского. Как это было, и когда точно была написана песня, остаётся гадать. Предположительно написана она была в 1942 году. Известно, что во время войны песня пользовалась популярностью и исполнялась фронтовыми бригадами на концертах.

После войны песня перестала активно исполняться — судя по всему, из-за своей слишком агрессивной для мирного времени лирики. К счастью сохранились записи песни времён Великой Отечественной войны и… новые записи, поскольку в последние годы песню достали с полки и снова начали с удовольствием исполнять на концертах.

Исполняет Красноармейский джазовый ансамбль Н-ской армии Волховского фронта под управлением Александра Мурина

Экзамен и зрелище для участников "БиблиоНочи". Сколько стоит товарищ Сухов?

Кто провожает космонавтов в полёт? Кто для них главная надежда и опора? Главный конструктор? Друзья-космонавты? Пресса? Родственники?

Самый главный человек для каждого российского, а теперь уже и иностранного космонавта – товарищ Сухов! Именно фильм «Белое солнце пустыни» считается гарантией успешного полёта в космос. Космонавты раньше даже сдавали шуточный экзамен на знание фильма!

В БиблиоНочь гости нашей библиотеки получат возможность проверить, годятся ли они в космонавты, помнят ли любимый фильм А. Леонова и Г. Гречко, С. Савицкой и Е. Кондаковой. А помогут в этом участники клуба «Муза» ДК «Патриот», которые уже активно репетируют сцены из культового фильма В. Мотыля!

 

 

Он сказал: «Поехали!». Час истории

 12 апреля – в день 60-летия полёта первого человека в космос – в читальном зале библиотеки прошел час истории «Он сказал: «Поехали!», на который пришли два класса МОУ СШ № 56 (6 «А» и 7 «Б»).

Началась встреча с кадров кинохроники о полёте Ю. А. Гагарина и его прибытии на Красную Площадь в Москве после возвращения на Землю.

Ребятам были показаны презентации «Дорога в космос», рассказывающая о разработчиках теории космонавтики и конструкторах первых кораблей – Н. И. Кибальчиче, К. Э. Циолковском и С. П. Королёве, о полётах в космос собак (Дезике и Цыгане, Лайке, Белке и Стрелке, Звёздочке), а также о системе подготовки космонавтов к полёту. Показ презентации сопровождался рассказом и вопросами к аудитории. 

Порадовало, что половина шестиклассников успешно прошла «тест на честность», который из шести кандидатов на роль «космонавта № 1» успешно сдал только Ю. А. Гагарин. Многие из ребят, ещё ничего не зная о тесте, сказали, что на вопрос «Готов ли к полёту?» надо отвечать честно, и, если что-то болит, то обязательно сказать об этом. Семиклассники оказались эрудированнее своих младших товарищей и при первом же взгляде на фотографию Королёва с собакой, вспомнили Белку и Стрелку. Один из них даже знал про «тест на честность» и был уверен, что именно его успешное прохождение сделало Гагарина первым космонавтом.