Первый номер «Отчего
края» увидел свет в 1994 году. Его первым главным редактором стал Виталий
Борисович Смирнов – литературовед, профессор Волгоградского государственного
университета (в настоящее время – шеф-редактор журнала), поэтому издание
изначально взяло тот курс, которым следовала журналистика XIX века, а на
его страницах начали появляться поэтические и прозаические произведения местных
авторов, литературная критика, исторические исследования.
Эпизоды из
биографии Михаила Александровича Шолохова и литературоведческие исследования
его творчества регулярно появляются в номерах «Отчего края». За годы
существования журнала их было сделано столько, что для представления самой
скромной информации о них, придётся разделить обзор на две части –
биографическую и литературоведческую. Остановимся на биографии писателя и
представим публикации из журнала в той последовательности, в которой они
появились на свет.
Мамонтов, В. Здесь был Шолохов / В.
Мамонтов // Отчий край. – 1996. - № 3. – С. 139-142.
Четыре
миниатюрных очерка Василия Мамонтова посвящены «камышинскому» периоду жизни
Михаила Александровича. Из них мы узнаём о том, что вся переписка в годы
пребывания семьи Шолохова на сталинградской земле приходила не на адрес семьи,
а непосредственно к первому секретарю Камышинского райкома партии Николаю
Григорьевичу Ведяпину («Письма шли в Камышин»), об эпизоде, связанном с
переправой через Волгу, когда Шолохов применил смекалку, превратив машину в
некое подобие самолёта («Крылатый» автомобиль»), о встрече писателя с ранеными
камышинского госпиталя, на которой ему задавали вопросы о дальнейшей судьбе
героев романа «Они сражались за родину» («К армейцам пойду с охотой»). Но
пересказывать очерки – занятие неблагодарное, поэтому один из них мы решили
представить читателям блога для ознакомления.
Бабушкины котлы
Весь день висел дождь, не по летнему слепой
и серый. Он перешел вечернюю зарю и в ночь зашумел еще пуще.
Николай Григорьевич Ведяпин дважды выходил
на улицу, чутко прислушивался: не гудит ли машина. Но вечер стоял вязкий,
глухой. Только дождь шумел, словно высокий камыш под ветром, да отдаленно, как
из-под земли, доносились взрывы. Бои шли на Дону, под Клетской…
Еще утром Шолохов уехал на строительство
железнодорожной линии Саратов-Сталинград.
- Вымокнете… Не переждать ли, Михаил
Александрович? – попытался отговорить Ведяпин.
- Погоды ждать некогда. Дорога нужна
Сталинграду уже сегодня. А дело идёт вяло. Не все понимают важность этой
дороги, - заметил писатель.
С фронта Шолохов приехал три дня назад.
Однако дома – на квартире Ведяпина – бывал только ночью. Два дня он пропадал у
моряков Волжской военной флотилии и на переправе. А сегодня – на строительстве
дороги.
Возвратился Михаил Александрович поздно
вечером. По пилотке и гимнастерке стекали ручейки дождя. В сапогах хлюпала
вода, но лицо было радостным.
- Слыхали, как наши турнули фашиста?.. Вот
они начинаются, бабушкины котлы, - с порога сказал Шолохов.
Ведяпин в недоумении пожал плечами:
- Почему бабушкины?
Оказалось, Михаил Александрович вспомнил
разговор с тёщей Ведяпина осенью сорок первого. Пелагея Васильевна тогда
ставила самовар, а Шолохов помогал щипать лучину. В это время по радио передали
о том, что наши войска оставили ещё один город.
Пелагея Васильевна раздумчиво сказала:
- Отступают… Заманивают в котлы, значит. А
потом как хватят их, нехристей, со всех сторон, да как подложат им жару под
зад.
Михаил Александрович согласно кивнул
головой:
- Так оно и будет.
И вот, кажется, пришло это время.